|
Политическая ситуация
|
|
Республика, десятилетиями бывшая эталоном застоя и стабильности, в начале 90-х годов стала образцом неблагополучия в межнациональных отношениях. Национальное движение оказалось здесь сильнее, чем в других регионах: после августа 1991 г. оно провело своего председателя парламента, бывшего филолога (сюжет, более характерный для Закавказья или Восточной Европы), под его воздействием была принята Конституция, предусматривавшая право выхода республики из России, была запрещена частная собственность на землю. Реальные рычаги управления со временем все больше прибирала к рукам исполнительная власть, ее превосходство над парламентом показали повторные выборы президента в 1997 г.
Тува стала известной на всю страну летом 1990 г. после столкновения тувинских подростков с местной милицией, состоявшей в основном из русских, в рабочем поселке Хову-Аксы. За этим последовало еще несколько стычек между тувинцами и русскими. После конфликта, ставшего толчком к массовому выезду русских и широко освещенного в центральных газетах, за республикой закрепилась слава одной из “горячих точек”.
Политическая жизнь Тувы до этого времени выглядела самой устоявшейся и закостеневшей. Четыре десятилетия бессменно правил Салчак Тока, возглавивший республику еще как секретарь Тувинской народно-революционной партии в 1932 г. и остававшийся партийным руководителем, уже в КПСС, до своей смерти в 1973 г. Следующий первый секретарь обкома Г. Ширшин правил почти двадцать лет. Пост председателя президиума ВС с 1984 г. занимал Чимит-Дор-жу Ондар, в прошлом директор “Туваасбеста”, бывший председателем Совмина в 1977—1984 гг.
Обострение борьбы за власть продемонстрировали выборы в марте—апреле 1990 г. Председателем ВС был избран Ч.-Д.Ондар, но не сразу и в борьбе с двумя соперниками — секретарем обкома КПСС по сельскому хозяйству Ш.Ооржаком и руководителем Народного фронта К.Бичелдеем, будущими президентом и председателем Верховного хурала. В первом туре голосования разница между Ч.-Д. Ондаром (55 голосов) и Ш. Ооржаком (45 голосов) была небольшой, отсеялся только К.Бичелдей (9 голосов). Во втором более опытный Ч.-Д.Ондар увеличил перевес — 63 голоса против 30 за Ш.Ооржака. Проигравший Ш.Ооржак на следующий день был избран председателем правительства вместо покинувшего этот пост В.Серякова.
Власти республики старались вести себя осмотрительно. Декларация о государственном суверенитете, провозгласившая создание Тувинской Советской Республики, была принята ВС только 12 декабря 1990 г. одной из последних в стране. В конфликте российских и союзных властей республика полностью поддержала союзные и в марте 1991 г. отказалась проводить референдум РСФСР о введении поста президента.
События августа 1991 г. стали толчком к смене власти в Туве. После серии выступлений, демонстраций, даже голодовок подал в отставку председатель ВС Ч.-Д.Ондар, обвиненный в поддержке ГКЧП. Новым председателем ВС в начале октября 1991 г. был избран К.Бичелдей, опередивший Ш.Ооржака. В ноябре 1991 г. был введен пост президента республики. На президентских выборах в марте 1992 г. председатель Совмина Ш.Ооржак одержал безоговорочную победу над единственным соперником — директором “Тувапосредкомпании” Б.Санчи.
Московские события сентября-октября 1993 г. совпали с завершением работы над Конституцией республики, принятой 21 октября 1993 г. Конституция, предусматривающая верховенство республиканских законов, право выхода из Федерации и запрет частной собственности на землю, была одобрена на республиканском референдуме 12 декабря 1993 г. На тексте Конституции явно отразилось время его появления. Например, там сказано, что в период чрезвычайного положения, политического и государственного кризиса в России на территории Тувы начинают действовать только ее законы и вся власть переходит к республиканским органам власти. Проект российской Конституции, слишком жесткий, по мнению властей республики, получил в декабре 1993 г. меньше трети голосов.
На выборах в СФ из четырех кандидатов уверенно победили президент Ш.Ооржак (73,3%) и министр внутренних дел Владимир Кара-Сал (45,6%), от них серьезно отстал Николай Ондар (17,1%), председатель Комитета ВС по правовой политике, внешнеполитическим связям и межнациональным отношениям. Одновременно был избран Верховный хурал, председателем которого стал К.Бичелдей.
В последующие годы главной канвой политической жизни стало противостояние президента и парламента, со временем все усиливавшееся. Серьезный спор вызвал закон о Конституционном суде: стороны так и не смогли договориться о порядке его формирования, и суд не создан до сих пор.
Выборы Великого хурала в декабре 1995 г. вновь обострили отношения между исполнительной и законодательной властями. Перед выборами спор вызвало положение закона, по которому выдвигаться кандидатом можно было только по месту жительства. Такой порядок объяснялся желанием поставить заслон для правительственных чиновников, которые иначе постараются избраться по глухим сельским округам. Правительство опротестовало эту норму как нарушение прав избирателей и добилось, чтобы она не применялась. После выборов конфликт с парламентом продолжился: правительство с помощью верных ему депутатов старалось добиться перераспределения законодательных полномочий в пользу Великого хурала, который должен был оказаться более управляемым хотя бы из-за своей численности.
Президентские выборы в марте 1997 г., на котором главными соперниками были Ш.Ооржак и К.Бичелдей, показали соотношение сил между ветвями власти: Ш.Ооржак без особых трудностей победил, оставив своих критиков и соперников далеко позади.
Верховный Хурал первого созыва был достаточно самостоятельным, что вызывало трения с президентом, поэтому, прежде всего через закон о выборах, он попытался влиять на формирование нового парламента. Его основной электорат составляют сельские жители, в большей части тувинцы по национальности. В столице же живет смешенное население с большой долей русских. Здесь во время президентских выборов Ш.Ооржак был на втором месте. Президент настоял на том, чтобы 50% порог явки избирателей была заложена в закон. Традиционно в деревне участие избирателей удерживается на уровне 60-70%, а город до 50% почти никогда не дотягивал. Таким образом, выборы в ВХ, прошедшие уже 3 раза, признаны в Кызыле несостоявшимися. Долгий спор шел о том считать ли число 21 депутат (из 32-х) легитимным для работы парламента. Под влиянием президента ВХ, состоящий только из сельских депутатов, стал рабочим органом. Состав депутатов, работающих на постоянной основе, тоже оказался сформирован без депутатов от г. Кызыла. На пост председателя ВХ (парламента) избран Кара-оол Шолбан Валерьевич; председателем комитета по социальной политике Куулар Таисья Болустаевна; комитета по экономической реформе, предпринимательству и собственности Артык-оол Алексей Сундуевич; комитета по бюджету, финансам и налогам Ширшин Григорий Чоодуевич; комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Манчын Экер-оол Маринович; комитета по законодательству, конституционно-правовой политике Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич (бывший председатель парламента); комитета по аграрной реформе и природопользованию Монгуш Самойлов Хилин-оолович; контрольно-счетной комиссии Хомушку Василий Уртакович.
По просьбе председателя должность заместителя оставили для депутата от г. Кызыла, так как избрание его из имеющегося состава маловероятно. Ведь председателя пытались избрать трижды, и все 3 кандидата не набирали необходимых 17 голосов. В конце концов все трое отказались в пользу молодого неопределенной политической ориентации Ш.В.Кара-оола. Известно о нем только то, что, по некоторым данным, возглавив фонд афганцев, они с братом подчинили себе предприятия.
Для выборов были сформированы 18 территориальных и 187 участковых комиссий. На 32 депутатских мандата в ВХ претендовали 202 чел., в среднем по 6 человек на округ. В выдвижении кандидатов участвовали 8 избирательных объединений: “Яблоко” — 5 кандидатов, ЛДПР — 12, общественно-политическая организация “За прогресс — 5, Народная партия суверенной Тувы — 4, общественное движение “Союз реалистов” — 1, Тувинская республиканская организация коммунистов — 18, правозащитная организация “Чеди-Хаан” — 1, Союз ветеранов Афганистана — 1 и один избирательный блок “Солидарность” - “Демнежилге” — 15 кандидатов. Избиратели выдвинули 11 кандидатов, 29 — самовыдвижение. 12 сняли кандидатуры.
Среди 22 избранных депутатов 5 работников сельского хозяйства, 3 работника образования и здравоохранения, 2 руководителя общественно-политических организаций, 3 государственных и муниципальных служащих, 1 — журналист.
В выборах на пост мэра столицы ДВР объединилось с ЛДПР и партией Лебедя в пользу лидера ЛДПР. Имея коммерческую телестанцию и газету, которые не давали другим кандидатам эфирного времени и площади, этот альянс выиграл выборы. Лидер ЛДПР Александр Кашин победил, став мэром столицы. Одновременно он стал депутатом Верховного Хурала. Причиной избрания Кашина явились межнациональные противоречия. В Кызыле проживает большинство русски. Не получив ответа и оценки от властей по поводу конфликтов на национальной почве, русские проголосовали за кандидата, противостоящего правительству.
Президент направлял запросы в Конституционный суд России: может ли мэр совмещать свою деятельность с депутатскими полномочиями, на что был получен отрицательный ответ. Второй запрос был по поводу легитимности ВХ, состоящего из 22 чел. вместо 32. Разъяснение гласит, что любое решение и закон будут приняты, если за него проголосуют 17 чел., то есть две трети от полного состава.
Тем временем А.Кашин ведет войну с правительством РТ и лично президентом. Кашин вбрасывает, например, скандальную идею о присоединении г. Кызыла к Красноярскому краю, утверждая, что советовался по этому поводу с губернатором Красноярского края. Слухи доносят, что Лебедь резко негативно оценил его предложение, добавив, что нужно находить общий язык с президентом РТ. В замы себе назначил лидера ДВР Г.Я.Эппа и лидера партии Лебедя В.В.Вусатого. Кроме того, пригласил на работу одного из претендентов на пост мэра В.Д.Моломдая.
Пользуясь недовольством народа по поводу Кашина, президент стремиться перевести Кызыл в прямое республиканское подчинение, чтобы столицей управлял замглавы правительства, или же выбирать мэра столицы населением всей республики.
На политическом положении республики по-прежнему сказывается отсутствие согласия с федеральными властями. Тува до сих пор не подписала договор о разграничении полномочий, хотя нуждается в нем больше, чем другие. Камнем преткновения остаются противоречия между законодательствами России и Тувы. Конституция Тувы помимо права выхода из России провозглашает верховенство законов Тувы и запрет частной собственности на землю. В последнем вопросе тувинские власти ссылаются на национальные традиции скотоводческого народа (“торговать землей — как торговать отцом и матерью”) и на результаты республиканского референдума в апреле 1993 г. Кроме того, Тува претендует на принятие нескольких особых, для себя, статей Уголовного кодекса, которые ужесточили бы наказание за убийство, грабеж, кражу скота.
В правительстве России работает тувинец Сергей Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям, но он уже полтора десятилетия не живет в Туве, не очень с ней связан и не выступает в правительстве выразителем ее интересов.
Внутри республики преобладающие позиции занимает исполнительная власть, которая не имеет сопоставимых по силам противовесов. Партийной организацией власти стало отделение НДР, существующее под названием “Наш дом Россия — Тыва”. Во главе НДР стояли Александр Ооржак, затем Владимир Багай-оол, оба советники президента, сейчас руководителем организации стал Ю.Аракчаа. Другой опорой власти стал Союз промышленников, созданный перед выборами в Великий хурал и объединивший крупные предприятия республики — пароходство, авиакомпанию, “Туванефтепродукт”, артели по добыче золота. АПР (Санукчи Монгуш), не очень заметная в республике, тоже никогда не выступает против правительства.
Тувинское национальное движение ведет свою историю от созданного в 1989 г. Народного фронта (К.Бичелдей), который после событий лета 1990 г. распался. Преемниками его стали две появившиеся в 1992 г. организации — более радикальный Народный фронт “Хостуг Тыва” (“Свободная Тува”) и умеренная Народная партия суверенной Тувы.
Народный фронт “Хостуг Тыва” начал свою деятельность с организации массовых выступлений в защиту бездомных, безработных и бывших заключенных, выдвигал требования объявления независимости, создания национальной гвардии. Постепенно его митинговая активность выдохлась. Первым руководителем “Хостуг Тыва” был тележурналист Вячеслав Салчак, депутат ВС, летом 1993 г. его сменил рабочий-строитель Сергей Тумат, а в январе 1994 г. фронт возглавил председатель Союза литераторов Тувы Игорь Бадра. “Хостуг Тыва” стремилась к союзу с движениями других тюркских народов, в 1992 г. В.Салчак вошел в исполком созданной в Баку Туранской (Тюркской) народно-демократической партии. После того, как фронт не был допущен к участию в выборах 1993 г., его влияние заметно снизилась, зато его вожди получили места в структурах власти: И.Бадра стал председателем комитета по внешнеэкономическим связям, В.Салчак руководит региональной инспекцией по делам печати.
Народная партия суверенной Тувы (НПСТ), учрежденная в начале 1992 г., стала заметной организацией только к лету 1993 г., когда в нее вступили некоторые известные деятели, вышедшие из “Хостуг Тыва”, и одновременно правительственные чиновники второго-третьего плана. Партия стала выразителем умеренного официального национализма. Ее председателем вместо Колин-оол Кужугета стал Б.Санчи, бывший соперник Ш.Ооржака на президентских выборах. Сейчас он возглавляет Общественную палату при президенте. На выборах в декабре 1993 г. НПСТ получила три места из пяти по партийному списку (депутатами стали министр печати и информации, председатель райсовета и работник секретариата ВС), а депутатом ГД стала выдвинутая партией К.Аракчаа.
Два тувинских движения различаются между собой по программным установкам (“Хостуг Тува” ставит целью независимость Тувы, а НПСТ суверенитет в составе России) и по составу (в НПСТ входит в основном интеллигенция, в “Хостуг Тыва” выше доля рабочей, точнее, безработной молодежи). Несмотря на одинаково зависимое положение отсутствие рычагов власти, тувинские движения оказали серьезное влияние на идеологию, принятую тувинскими руководителями.
Тувинская республиканская организация коммунистов была воссоздана в марте 1993 г.; до того ее роль выполняла СПТ во главе А.Ооржаком, позднее ставшим депутатом Верховного хурала по списку компартии, а затем советником президента по правовым вопросам. Коммунисты, подобно НПСТ, признаются властями умеренной силой и даже частью властной системы. Они были допущены к выборам 1993 г. и получили два места по партийным спискам. Верхушка коммунистов имеет властные посты на уровне заместителей министров или руководителей второстепенных ведомств. Многолетний первый секретарь обкома КПСС Г.Ширшин занимает не дающий заметной власти, но почетный пост “всетувинского старосты” — председателя Великого хурала. Возглавляет организацию депутат Верховного хурала Баир-оол Нузрат, прежде работавший начальником отдела республиканского антимонопольного управления.
Противником властей, не имеющим, правда, силы и влияния, остаются демократические организации, преимущественно русские по составу и сосредоточенные в Кызыле. Ведущей среди них в начале 90-х годов была “ДемРоссия — Демократическая Тува”, руководимая предпринимателем Генрихом Эппом. Позднее Г.Эпп стал во главе “Выбора России”, сейчас он председатель отделения ДВР.
Постепенно демократы сдавали свои позиции, и на роль ведущей партии, защищающей интересы русского населения, вышла ЛДПР во главе с юрисконсультом Александром Кашиным. В декабре 1995 г. А.Кашин был третьим на думских выборах, одновременно он выдвигался кандидатом на выборах председателя администрации Кызылского кожууна, но проиграл. И демократы, и ЛДПР имеют свои печатные издания — “Центр Азии” и “Поговорим?”, но они распространяются почти исключительно в Кызыле и его пригородах.
В роли политической организации русских, и организации очень деятельной, выступает Союз приватизированных и частных предприятий. Существует с 1991 г. Комитет русскоязычного населения (Сергеи Поздняков), но он не имеет серьезного влияния.
|