Глава VIII. Местное самоуправление
|
|
Статья 51. Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области
1. Местное самоуправление в Тюменской области гарантируется Конституцией Российской Федерации и может осуществляться в границах городов и районов, сельских поселений, рабочих поселков и их объединений на всей территории области.
2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.
3. Местные сообщества осуществляют местное самоуправление в области в соответствии с законами Российской Федерации, области и автономных округов как непосредственно - путем выборов, местных референдумов, собраний (сходов), так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты микрорайонов и др.).
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области. Структура и организационные формы местного самоуправления определяются местным сообществом самостоятельно с учетом общих принципов организации местного самоуправления, установленных федеральным, областным и окружным законодательством.
Статья 52. Формы местного самоуправления
1. В городских и сельских поселениях местное самоуправление осуществляется населением посредством собраний представителей, сходов и выборными главами местного самоуправления или иными выборными органами местного самоуправления.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданами посредством территориальных общин, собраний (сходов, конференций), а также органов общественного самоуправления (советов, комитетов микрорайонов, жилищных комплексов, сельских поселений и т.п.) на основе Положений об организации территориального общественного самоуправления, принимаемых представительными органами местного самоуправления.
Статья 53. Финансово-экономические основы местного самоуправления
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы, находящиеся в границах территории местного сообщества, муниципальная собственность, государственная собственность, переданная местному сообществу для осуществления отдельных государственных полномочий, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей местного сообщества.
2. Местное сообщество самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и иные природные ресурсы, средства местного бюджета, муниципальные банки, муниципальные предприятия, учреждения и организации, муниципальный жилищный фонд, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности местного сообщества. Управление муниципальной собственностью осуществляют соответствующие органы и должностные лица местного самоуправления в порядке, установленном Положением (Уставом) о местном самоуправлении. Порядок распоряжения муниципальной собственностью устанавливается представительными органами местного самоуправления.
3. Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы.
Статья 54. Правовые основы местного самоуправления
1. Организация и деятельность местного самоуправления в области регулируются федеральными законами, настоящим Уставом, законами области, автономных округов, а также положениями (уставами) местного самоуправления, подлежащими государственной регистрации областными и окружными органами юстиции.
2. Положение (устав) о местном самоуправлении принимается выборным органом местного самоуправления или референдумом.
Статья 55. Правовые гарантии местного самоуправления
1. Органы государственной власти области и автономных округов не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местных сообществ, органов местного самоуправления и должностных лиц, в том числе принимать решения, выходящие за пределы их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, законами области и округов.
2. Уменьшение доходов и дополнительные расходы местных бюджетов, возникшие в результате решений органов государственной власти области или автономных округов, принятых в пределах их компетенции, должны быть компенсированы органами государственной власти области и автономных округов в порядке и в сроки, устанавливаемые одновременно с принятием соответствующего решения. Органы и должностные лица местного самоуправления при получении решений органов государственной власти области и автономных округов, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы средств местного сообщества, вправе предложить органам, принявшим данное решение, компенсировать соответствующие расходы или отказаться от выполнения таких решений.
3. Права местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти области и автономных округов.
4. Органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права и законные интересы местных сообществ, а также права органов и должностных лиц местного самоуправления.
5. Органы государственной власти, предприятия и организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед местным сообществом, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием местному сообществу, в порядке, установленном законодательством.
6. Органы государственной власти области принимают и осуществляют программу поддержки местного самоуправления в области с целью оказания содействия населению области в реализации права на самоуправление.
7. Официальные предложения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, организациями и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ.
Статья 56. Отношения органов государственной власти области с органами местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления могут наделяться законами области отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом области, подконтрольна органам государственной власти области. В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми средствами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий и вправе отказаться от их исполнения.
2. Органы государственной власти области могут передавать органам местного самоуправления для исполнения на договорной основе отдельные полномочия. В договорах устанавливаются условия передачи государственных полномочий, формы контроля за их реализацией, ответственность сторон в случае невыполнения условий договора.
3. Органы местного самоуправления, в случае невозможности выполнения отдельных полномочий местного значения, вправе передавать их органам государственной власти области и автономных округов по согласованию с ними вместе с имеющимися материальными и финансовыми ресурсами.
Статья 57. Разрешение конфликтов и споров между органами государственной власти и местного самоуправления (в ред. Закона Тюменской области от 01.07.98 N 39)
Споры и конфликты между органами государственной власти Тюменской области, органами государственной власти автономных округов и органами местного самоуправления рассматриваются согласительными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах Уставным судом области, иными судебными органами в соответствии с их компетенцией.
|