|
Хроника событий
|
|
12 февраля администрация Тюменской области лишила лицензии на разработку Кальчинского нефтяного месторождения компанию "Тура Петролеум" и переоформила ее на "Тюменнефтегаз". Сделано это было без согласия Министерства природных ресурсов. Без сомнения, решающее слово здесь сказал губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий, который является председателем Совет директоров Тюменской нефтяной компании, в чью структуру входит "Тюменнефтегаз". Именно ему было адресовано открытое письмо коллектива "Тура Петролеум", которое подписал генеральный директор компании Джим Черник. В письме говорится, что Тюменская нефтяная компания, используя арбитражный суд как инструментр ешения своих задач, поставила под свой контроль финансово-хозяйственную деятельность "Тура Петролеум".
Кальчинское месторождение - единственное, которое эксплуатируется на юге Тюменской области. Для привлечения инвестиций канадской компании "Грейт плейс петролеум" при его разработке и было создано в 1996 году закрытое акционерное общество "Компания Тура Петролеум". Иностранная фирма вложила в проект более 44 млн. долларов. Разработка месторождения ведется с применением современных технологий. "Тура Петролеум" исправно платит налоги. Причиной, по которой возникла необходимость избавиться от иностранного партнера, может быть желание областной администрации поставить нефтедобычу юга области по свой контроль.
В марте Дума Тюменской области утвердила областной бюджет на 1999 г. В первом чтении бюджет был принят в январе с дефицитом в 20%, ко второму чтению в феврале дефицит был уменьшен до 10%, к третьему вновь вырос до 14,8%. Были увеличены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, на здравоохранение, некоторые другие расходы. Увеличение, в основном, связано с бюджетом города Тюмени, в основном, с содержанием муниципального жилья. Дума установила доходы бюджета города Тюмени в сумме 1,43 млрд. рублей – довольно приемлемая для города цифра.
В целом областной бюджет утвержден по расходам – 4,68 млрд. рублей, по доходам в сумме 3,98 млрд. рублей, в том числе 3,68 млрд. рублей – собственные доходы, 300 млн. рублей — федеральный трансферт. Консолидированный бюджет области по расходам утвержден в сумме 7,1 млрд. рублей с дефицитом в 12,5%.
В марте ассоциация многосоставных субъектов РФ, председателем которой является губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий вновь заявила о себе. В федеральные структуры законодательной и исполнительной внесены предложения по реализации постановления Конституционного суда о вхождении автономного округа в состав области. Документ подписали главы исполнительной власти Красноярского края, Архангельской, Иркутской и Тюменской областей. В этих предложениях, в частности, обозначены намерения внести в Госдуму РФ новую редакцию законопроекта "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами", где предполагается закрепить "в определенном объеме полномочия краевых, областных органов государственной власти, распространяющиеся на территорию автономного округа.
В середине марта губернаторы трех субъектов федерации - Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и Тюменской области обратились в Правительство РФ и Госдуму с предложением вывести АО "Тюменьэнерго" из состава РАО "ЕЭС России".
В Госдуме РФ, при Комитете по промышленности и энергетике состоялось предварительное рассмотрение заявления трех губернаторов - Юрия Неелова, Александра Филипенко и Леонида Рокецкого. В работе совещания приняли участие представители заинтересованных министерств и ведомств, в том числе и первый заместитель председателя РАО “ЕЭС России” Анатолия Чубайса. Представители концерна отрицательно отнеслись к этой инициативе. Однако региональные представители пришли к мнению, что законопроект в первом чтении все же будет рассмотрен в Госдуме.
Заинтересованность автономного округа заключается в том, что на его территории в недостроенном состоянии находится Уренгойская ГРЭС. На ее достройку требуется около полутора миллионов рублей. Поддержки, как со стороны РАО "ЕЭС", так и Минтопэнерго, округ не получил. Однако Уренгойская ГРЭС для Ямала - это решение проблемы использования низконапорного газа. Она возникает тогда, когда месторождение переходит к завершающей стадии эксплуатации.
Ямальская администрация считает: если "Тюменьэнерго" сделать российским акционерным обществом со стопроцентным капиталом, принадлежащим государству, то за счет правильной кадровой и инвестиционной политики оно могло бы работать не только в интересах трех субъектов федерации.
24 марта состоялось заседание Тюменской областной Думы. Заседание не обошлось без скандала. С заявлением на нем выступил председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Андрей Артюхов. В нем он просил губернатора области Леонида Рокецкого отозвать письмо, которое тот отдал главе администрации Президента РФ 14 января. В письме говорится об особых интересах автономных округов, входящих в состав Тюменской области, о высокой обеспеченности их населения.
В конце марта в Тюмени состоялась встреча представителей Госдумы РФ во главе со спикером Г.Селезневым, депутатов Дум Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов и Думы Тюменской области. Речь на встрече шла об имеющих место расхождениях между региональным и федеральным законодательствами. Камень преткновения в решении этой проблемы спикер Госдумы Геннадий Селезнев усматривает в том, что сегодняшние 89 субъектов Федерации для России – слишком много и их следует путем укрупнения сократить до 45-50.
Позиция депутатов от округов была иной. Они заявили, что предложение укрупнить некоторые субъекты РФ привнесет дестабилизацию в сложную политическую жизнь.
В апреле на заседании Тюменской областной Думы депутаты приняли постановление “О заявлении руководителей органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов от 21 апреля 1999 года”. В документе, в частности, говорится: “Считать односторонние действия губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого не соответствующими постановлению Конституционного суда РФ от 14.07.97 г. и пункту восемь договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов от 10 апреля 1997 года”. Принятие такого постановления стало возможным из-за того, что большинство депутатов областной Думы являются представителями округов.
Под односторонними действиями имеется в виду отправленное Л.Рокецким письмо в адрес Николая Бордюжи, тогда еще секретаря Совета Безопасности России, где он писал о том, что “дезинтеграционные процессы в экономике и системе управления Тюменской области зашли слишком далеко”, что “опасное развитие получает тенденция противопоставления особенных интересов северян интересам жителей южной части области”.
В письме на имя председателя комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике СФ ФС России И.Склярова Л.Рокецкий предложил внести изменения и дополнения в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”. Общее их содержание сводилась к следующему: “Законы и иные нормативные правовые акты автономных округов, входящих в состав края, области, не могут противоречить законам края, областей, принятым по предметам совместного действия. В случае, если противоречие все же имеет место, действует закон края, области”. Главным пунктом предложений является следующий: “Законодательный орган государственной власти края, области, в состав которых входят автономные округа, вправе выразить недоверие высшему должностному лицу автономного округа”.
Власти округов характеризуют маневры областной администрации как синдром “старшего брата”. Они придерживаются мнения, что если бы односторонние действия Л.Рокецкого увенчались успехом, то автономные округа уже не смогли бы в полной мере распоряжаться судьбой своих недр. Администрация области с позиции “старшего брата” получила бы возможность диктовать свои условия недропользователям в Среднем Приобье и на Ямале.
|