Глава 3. Государственно-территориальное устройство Омской области
|
|
Статья 23. Территория Омской области - неотъемлемая часть территории Российской Федерации
1. Территория Омской области является неотъемлемой частью территории России. Область не имеет права выхода из состава Российской Федерации.
2. Территория Омской области включает в себя территории входящих в нее административно-территориальных образований, внутренние воды, а также воздушное пространство над ними.
3. Описание границ Омской области и входящих в нее административно-территориальных образований утверждается областным законом.
Статья 24. Административно - территориальное устройство Омской области
1. Омская область самостоятельно определяет свое административно - территориальное устройство.
2. Порядок создания, изменения и упразднения административно территориальных образований, наименование, переименование населенных пунктов и административно-территориальных образований, а также иные вопросы административно-территориального устройства Омской области регулируются областным законом.
3. Органы местного самоуправления Омской области участвуют в решении вопросов административно-территориального устройства области.
4. Ни одно административно - территориальное образование либо иная часть Омской области не могут в одностороннем порядке выйти из ее состава. Изменение границ Омской области осуществляется на основе областного референдума, по взаимному согласию области и соответствующего сопредельного субъекта Российской Федерации и подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 25. Символы Омской области
1. Омская область как государственно-территориальное образование имеет флаг, герб, гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются областным законом.
2. Административным центром Омской области является город Омск.
Статус административного центра устанавливается областным законом.
Статья 26. Виды предметов ведения Омской области
Омская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом обеспечивает реализацию:
- предметов совместного ведения Российской Федерации и Омской области;
- предметов ведения Омской области;
- предметов ведения Омской области, формируемых на основе договоров о делегировании полномочий между Российской Федерацией и Омской областью; Омской областью и другими субъектами Российской Федерации.
Статья 27. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Омской области
В совместном ведении Российской Федерации и Омской области находятся:
а) обеспечение соответствия Устава, законов и иных нормативных правовых актов Омской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Омской области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Статья 28. Предметы ведения Омской области
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Омской области Омская область обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.
2. В ведении Омской области находятся:
а) принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных правовых актов области, контроль за их исполнением;
б) установление системы органов государственной власти области, порядка их формирования, реорганизации, деятельности;
в) организационно - правовое обеспечение деятельности местного самоуправления в соответствии с федеральным законом;
г) административно-территориальное устройство области;
д) областная государственная собственность и управление ею;
е) определение политики области и принятие областных программ в сфере государственного, экономического, социального, экологического, культурного развития;
ж) финансовая, кредитная политика в пределах, установленных федеральным законодательством; областные финансово-экономические учреждения;
з) областной бюджет, областные налоги и сборы, областные внебюджетные и валютные фонды;
и) областные энергетические, транспортные, информационные, инженерные и иные системы жизнеобеспечения;
к) международные и внешнеэкономические связи области;
л) областная государственная служба;
м) здравоохранение, социальная защита населения, образование, культура, физическая культура и спорт областного уровня;
н) учреждение почетных званий, государственных премий и наград Омской области;
о) иные вопросы, не входящие в предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и Омской области на основании Конституции Российской Федерации.
Статья 29. Предметы ведения Омской области, формируемые на основе договора
1. Омская область вправе формировать предметы ведения, создаваемые на основе договора о делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Омской области и органами государственной власти Омской области и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Уставу, федеральному и областному закону.
2. В договор о делегировании полномочий обязательно включается положение о материальном и организационно-техническом обеспечении делегируемых полномочий.
Статья 30. Правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Омской области
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Омской области Омская область принимает законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законом, принятым по предметам совместного ведения.
2. Законы и иные нормативные правовые акты Омской области не могут противоречить федеральному закону, принятому по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и областным нормативным правовым актом действует федеральный закон.
3. Если правоотношения, входящие в предмет совместного ведения не урегулированы федеральным законом, Омская область вправе урегулировать их областным законом. После принятия федерального закона по предметам совместного ведения областное законодательство приводится в соответствие с федеральным законом.
Статья 31. Правовое регулирование по предметам ведения Омской области
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и Омской области Омская область осуществляет правовое регулирование самостоятельно.
2. Областной нормативный правовой акт, принятый по предметам ведения Омской области, на ее территории обладает верховенством. В случае противоречия между федеральным законодательством и областным нормативным правовым актом, принятым в соответствии с настоящей статьей, действует и применяется областной нормативный правовой акт.
Статья 32. Правовое регулирование по предметам ведения Омской области, формируемым на основе договора
Правовое регулирование по предметам ведения Омской области, формируемым на основе договора о делегировании полномочий в соответствии со статьей 29 настоящего Устава, осуществляется областным законом.
Статья 33. Порядок разрешения разногласий
1. В случае возникновения разногласий между органами государственной власти Омской области и органами государственной власти Российской Федерации или ее субъектов могут быть использованы согласительные процедуры. Разногласия, не урегулированные с использованием согласительных процедур рассматриваются соответствующим судом в установленном порядке.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации споры о компетенции между органами государственной власти Омской области и органами государственной власти Российской Федерации, а также между высшими органами государственной власти Омской области и других субъектов Российской Федерации разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.
3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Омской области и органами государственной власти Российской Федерации, а также между органами государственной власти Омской области и других субъектов Российской Федерации Омская область в лице своих государственных органов участвует в назначаемых Президентом Российской Федерации согласительных процедурах. В случае недостижения согласия разрешение спора по решению Президента Российской Федерации передается на рассмотрение соответствующего суда.
4. Разногласия, возникающие между органами государственной власти Омской области, а также между органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области рассматриваются в порядке, установленным областным законом.
Статья 34. Система областного законодательства
1. Система областного законодательства включает:
- Устав Омской области;
- законы Омской области (областные законы);
- постановления Законодательного Собрания Омской области;
- постановления главы администрации (Губернатора) Омской области;
- приказы нормативного характера органов исполнительной власти Омской области.
2. Устав Омской области является Основным Законом Омской области. Областные законы, постановления Законодательного Собрания Омской области, постановления Главы администрации (Губернатора) Омской области не должны противоречить настоящему Уставу. В случае их противоречия действует Устав Омской области.
Постановления Законодательного Собрания Омской области, постановления Главы администрации (Губернатора) Омской области не должны противоречить областному закону. В случае их противоречия действует областной закон.
3. Приказы нормативного характера органов исполнительной власти Омской области не должны противоречить Уставу Омской области и иным нормативным правовым актам, указанным в п. 1 настоящей статьи.
Статья 35. Обязанность соблюдения областного законодательства
1. Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, должностные лица, граждане, их объединения, находящиеся или осуществляющие свою деятельность на территории Омской области, суды, другие федеральные органы государственной власти обязаны соблюдать Устав, законы и иные нормативные правовые акты Омской области, указанные в статье 34 настоящего Устава.
2. Устав, законы и иные нормативные правовые акты Омской области подлежат государственной защите на территории области наравне с нормативными правовыми актами федерального законодательства.
Статья 36. Формы непосредственного народовластия
1. Проекты законов, наиболее важные вопросы общественной жизни могут быть вынесены на всенародное голосование (референдум), народное обсуждение, которые назначаются Законодательным Собранием Омской области.
2. Инициатива проведения референдума, народного обсуждения принадлежит Законодательному Собранию Омской области, Главе администрации (Губернатору) Омской области, гражданам - по письменному заявлению не менее пятидесяти тысяч избирателей.
3. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее 50 % избирателей Омской области. В народном обсуждении принимают участие граждане, желающие высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу.
4. Закон или решение считаются принятыми на референдуме, если за них проголосовало более 50 процентов участвовавших в голосовании.
5. Закон или решение, принятые на референдуме, действуют непосредственно.
6. Не могут быть вынесены на референдум законопроекты и вопросы о налогах, бюджете, изменении статуса административно территориальных образованиях Омской области.
7. Порядок проведения референдума, народного обсуждения устанавливается областным законом.
|