|
Основные политические и экономические события (июль 1998 г. - февраль 1999 г.)
|
|
ПОЛИТИКА
Кадровые изменения
В июле произошла смена руководства Московского таможенного управления Государственного таможенного комитета РФ. Причина отставки бывшего начальника Николая Лютова, смещенного по ходатайству председателя ГТК В. Драганова, - попытка обложить СМИ, печатающиеся за границей, налогами, что вызвало резкую реакцию представителей респектабельных российских изданий. На должность начальника Московского таможенного управления назначен заместитель правления "Мосстройэкономбанка" Сергей Солдатов (1948 г.р.), имеющий длительный опыт работы в структурах МВД: до 1991 г. был заместителем начальника оперативно-розыскного управления Главного управления БХСС МВД СССР, в 1991-1997 гг. - заместителем начальника службы криминальной милиции ГУВД г. Москвы.
В августе произошли кадровые перестановки в ОАО "ТВ Центр" Ю.Лужкова. Из состава совета директоров телекомпании были выведены руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы Сергей Цой и зам. генерального директора “ТВ Центра” Григорий Шевелев. Последний назначен председателем совета директоров телекомпании “Столица” (дочернее предприятие “ТВ Центра”). В совете директоров "ТВ Центра" укрепились позиции президента “лужковской финансовой империи" - компании “АФК “Система” и по совместительству фактического руководителя предвыборного президентского штаба мэра Москвы Владимира Евтушенкова, при поддержке которого на должность первого заместителя председателя совета директоров назначен бывший руководитель советского телевидения, главный редактор "Парламентской газеты" Леонид Кравченко.
В ноябре новым вице-премьером правительства Москвы по общественно-политическим связям на международном и межрегиональном уровнях был назначен бывший пресс-секретарь Б.Ельцина С.В. Ястржембский, что, по мнению наблюдателей, направлено на укрепление федеральной и внешнеполитической составляющей имиджа Ю. Лужкова как потенциального претендента на пост Президента РФ. В свою очередь в отставку был отправлен 68-летний вице-премьер Эрнест Бакиров, курировавший эту сферу в правительстве Москвы с 1991 г.
После назначения вице-премьером правительства Москвы по общественно-политическим связям С. Ястржембского начался процесс укрепления структур, отвечающих за PR-обеспечение деятельности московского мэра, людьми из аппарата Президента. В декабре руководителем управления по связям с общественностью мэра Москвы назначен Сергей Беленков, бывший до этого заместителем главы пресс-службы Президента РФ. Прежний руководитель управления Ольга Костина отправлена в отставку "по личной просьбе". Управление займется изучением общественного мнения о состоянии социально-экономического и политического развития Москвы, деятельности мэра и правительства столицы, а также подготовкой аналитических материалов для СМИ. Курировать его работу будет вице-премьер правительства города Сергей Ястржембский. Ряд наблюдателей расценивают данное назначение в контексте ослабления влияния пресс-секретаря Ю. Лужкова С. Цоя.
Партийно-политическая жизнь
10 декабря 1998 г. состоялась учредительная конференция московской организации движения “Отечество”. 49 общественных и политических объединений, действующих на территории Москвы, выразили желание вступить в “партию Лужкова”. В работе конференции принимали участие глава Московской федерации профсоюзов Михаил Нагайцев, представляющий “Союз труда”, один из лидеров ветеранского движения Слухарь, известный режиссер Марк Захаров и др. В руководящих органах московского отделения "Отечества" доминируют представители интеллигенции, а председателем организации был единогласно избран ректор МГУ академик Виктор Садовничий. По имеющейся информации первоначально переговоры шли с ректором РГГУ (бывший Московский историко-архивный институт) активным деятелем демократического движения первой волны Юрием Афанасьевым, но тот отклонил предложение.
В декабре 1998 г. произошло объединение московских радикально-демократических организаций. Соглашение о создании оргкомитета Московской демократической правоцентристской коалиции подписали в середине декабря московские отделения партий “Демократический выбор России” и “Демократическая Россия”, движения “Демократическая Россия”, Партии конституционных демократов, а также представители Московского народного Дома. Не исключено, что в будущем столичные демократы попытаются составить конкуренцию движению Ю.Лужкова. В качестве кандидата от объединенных демократических сил на выборах мэра города в 2000 г. называется один из лидеров ДВР А. Мурашев, бывший до ноября 1992 г. начальником УВД г. Москвы и уволенный по настоянию Ю. Лужкова.
6 декабря 1998 г. прошли довыборы депутата Государственной думы в Люблинском избирательном округе на место, освободившееся после назначения Б. Федорова руководителем Госналогслужбы. При высоком уровне конкурентной борьбы в выборах принимали участие 15 кандидатов, больше всего голосов набрал бывший пресс-секретарь Президента РФ, а ныне журналист "Новой газеты" Павел Вощанов, поддержанный "Яблоком", - за него проголосовало 24,3% избирателей. Однако результаты выборов были аннулированы городской избирательной комиссией, так как в них приняло участие только 24,3% избирателей. Победа представителя "демократической оппозиции" подтвердила в целом продемократическую ориентацию московских избирателей и еще раз продемонстрировала отсутствие популярности в Москве кандидатов от народно-патриотических сил - руководитель Московского отделения Союза ветеранов Афганистана В. Костюченко, поддержанный КПРФ, занял только четвертое место. Городские власти в целом заняли нейтральную позицию по отношению к выборам в Люблинском округе. Ю. Лужков публично заявил о своей поддержке П. Вощанова, однако есть информация, что московские административные органы оказывали помощь депутату городской Думы и по совместительству руководителю компании "Майский чай" Игорю Лисиненко, который в результате занял второе место. Однако степень заинтересованности в победе "своего" кандидата у московской мэрии была явно низкой, о чем говорит практически полное отсутствие агитационной кампании по повышению явки в отличие от выборов в Мосгордуму в декабре 1997 г. и выборов депутата Госдумы по 197-му округу в апреле 1998 г., проводимых по заказу Ю. Лужкова московскими PR-агентствами.
Конфликты внутри власти
В конце 1998 г. осложнились взаимоотношения между исполнительной и законодательной ветвями власти г. Москвы. В 20-х числах ноября 1998 г. на заседание городской Думы был вынесен законопроект “Об Уставном суде города Москвы” (автор - Виктор Двуреченских), который проецирует на городской уровень функции Конституционного суда. Главной задачей Уставного суда станет анализ законности столичного законодательства и нормативных актов, что вызывает раздражение в структурах исполнительной власти, считающих это вмешательством в деятельность мэрии и объясняющих свое несогласие с данным законопроектом тем, что московские законы практически безупречны с правовой точки зрения. Законопроект был отправлен на доработку, однако сам по себе факт депутатской инициативы, не согласованный с правительством Москвы (чего не было в прошлом), возможно, говорит о том, что нынешний состав Мосгордумы будет не столь послушным по отношению к исполнительной власти.
Подтверждением данного предположения стал отказ законодательного органа власти Москвы в течение января - первой половины февраля 1999 г. утверждать бюджет города в связи с отсутствием согласия между депутатами и представителями правительства Москвы по вопросу об источниках увеличения расходной части бюджета для финансирования закупок продовольствия, обслуживания долга, выполнения закона о ветеранах и поддержки СМИ. Кроме того, в конце января 1999 г. большинством голосов Мосгордума приняла поправку, исключающую участие правительства Москвы в формировании уставных капиталов акционерных обществ.
В свою очередь правительство Москвы посчитало завышенной смету расходов на содержание Мосгордумы в текущем году и заявило о необходимости уменьшить сумму, выделяемую на деятельность законодателей, на 15 млн. рублей.
Межрегиональные связи
В начале декабря 1998 г. Ю.Лужков, Э.Россель подписали договор о сотрудничестве между Москвой и Свердловской областью. Данный документ предусматривает взаимодействие в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях. Также предполагается, что уральский регион будет осуществлять прямые поставки в российскую столицу сырья, продовольствия, промышленной продукции, а также в соглашении имеется пункт о создании совместных предприятий и финансово-промышленных групп. Не исключается возможность, что экономическое сотрудничество двух региональных лидеров будет подкреплено и политическим союзом в преддверии выборов губернатора Свердловской области. По крайней мере, во время съезда движения "Отечество" главный соперник Э.Росселя в регионе мэр Екатеринбурга А. Чернецкий, ранее имевший тесные связи с Ю.Лужковым, не получил карт-бланша на формирование в Свердловской области региональных структур "Отечества".
В конце года у правительства Москвы возникли трения с руководством Московской области, несмотря на то что между Ю.Лужковым и А. Тяжловым заключен политический союз. В ноябре по распоряжению губернатора области Москва потеряла право свободного доступа на областной рынок винно-водочной продукции: все завозимые в область спиртные напитки, в том числе и алкогольные изделия с московской идентификационной маркой, должны направляться на подмосковные оптовые базы для регистрации, идентификации качества и обязательного оклеивания бутылок уже областной идентификационной маркой, что заставляет продавца продукции платить за нее дважды, делая товар неконкурентоспособным по сравнению с товаром, производимым на территории области. Данная акция расценивается как ответный шаг на установление в Москве нового порядка реализации в розничной сети алкоголя - через специально аккредитованные оптовые базы, в результате чего из 131 получившего аттестаты предприятия обладают этим правом всего 6 областных заводов-производителей, тогда как в Подмосковье их работает более 100.
В феврале 1999 г. обострился конфликт между Москвой и Московской областью за право контроля над аэропортом "Шереметьево". 17 февраля 1999 г. Московская областная дума приняла обращение к своим городским коллегам с требованием исключить из столичного закона от 16 июля 1997 г., изменяющего территориальное деление Москвы, строку “в границы района входит территория аэропорта “Шереметьево”. По мнению администрации Химкинского района, данное решение было принято без учета мнения жителей “соответствующих территорий” и представляло собой “незаконное отторжение земель подведомственного ему района”. В качестве доказательств прав на территорию аэропорта администрация Химкинского района демонстрирует значительное число документов, а также договор между местной администрацией и аэропортом об аренде сроком на 99 лет. В свою очередь власти Москвы указывают на тот факт, что многие коммерческие фирмы, базирующиеся на территории “Шереметьево”, платят налоги в городской, а не в областной бюджет. Таким образом, возникла ситуация “двоевластия”, которая чревата углублением конфликта. Наблюдатели считают, что атака на московское правительство со стороны областной власти была предпринята не случайно, а в связи с ухудшением финансовой ситуации в Москве, что дает возможность администрации МО “выдавить” московские власти с подведомственной им территории.
ЭКОНОМИКА
В середине августа 1998 г. произошло банкротство одного из крупнейших московских предприятий пищевой промышленности - мясокомбината “Микомс”, в результате чего работы лишилось 1300 сотрудников ЗАО “Компания Микомс”, ЗАО “Компания Автотехсервис плюс”, ТОО “Концерн Микомс”. Значительная часть работников комбината не смирилась с подобным решением и организовала (при поддержке горкома КПРФ и “Трудовой столицы”) инициативную группу, которая обратилась в прокуратуру по поводу законности принятия решения руководством завода о самоликвидации. 28 августа работники предприятия предприняли штурм проходной комбината и, оттеснив охрану, захватили ряд помещений, в том числе кабинет директора.
С начала сентября 1998 г. началось укрепление ряда коммерческих банков людьми, ориентированными на Ю. Лужкова. В первой декаде сентября и.о. председателя правления АБ “Промрадтехбанк” был назначен Вячеслав Иноземцев, ранее занимавший должность президента АО “Система-Инвест”, что рассматривается в рамках интеграции “Промрадтехбанка” в “лужковскую” АФК “Система”;
В октябре 1998 г. московским властям удалось взять под свой полный контроль один из крупнейших российских коммерческих банков - "Мосбизнесбанк". В результате кадровых перестановок председателем правления "Мосбизнесбанка" назначен вице-президент “лужковского” Банка Москвы Дмитрий Акулинин. Членом правления "Мосбизнесбанка" была избрана Татьяна Бибикова, ранее занимавшая должность заместителя председателя дочерней структуры Банка Москвы, - "Мосводоканалбанка".
В сентябре 1998 г. в ответ на создание ряда новых финансовых объединений, аккумулировавших свои средства для преодоления возникшего кризиса, под эгидой Ю.Лужкова был создан альтернативный банковский пул, в котором намерены принять участие Банк Москвы, "Мосбизнесбанк", "Технобанк", банк “Возрождение”, "Промрадтехбанк" и некоторые другие. Участниками пула станут также банки, считающиеся системообразующими для Москвы, то есть имеющие значительные обязательства перед населением и бюджетом. Целями создания данного пула являются “решение кризиса неплатежей между банками, обеспечение прохождения средств по счетам клиентов между банками и правительственными структурами”. Предполагается, что расчетной площадкой банковского пула станет Банк Москвы, в котором сосредоточены основные бюджетные средства города. Центробанк РФ признал данное банковское объединение и дал гарантии выделять кредиты участникам пула под гарантии столичного правительства.
В феврале 1999 г. депутаты Мосгордумы утвердили бюджет столицы на 1999 г. в размере 72 млрд. 702 млн. 733 тыс. рублей. Предполагается, что основную часть доходов бюджета составят налоговые поступления - 53 млрд. 205 млн. 188 тыс. руб.: в частности, налог на прибыль - 14 млрд. 843 млн. руб., подоходный налог с физических лиц - 16 млрд. 666 млн. 820 тыс. руб., налог на добавленную стоимость - 6 млрд. 583 млн. 886 тыс. руб. Несмотря на то что бюджет является бездефицитным и поэтому весьма жестким, в нем сохранятся крупные социальные дотации, которые составят почти 40% расходной части. Так, на образование намечено направить 7 млрд. 869 млн. руб., на здравоохранение - 9 млрд. 586 млн. руб., также власти города планируют в полном объеме реализовывать закон о ветеранах. В то же время значительные суммы могут быть направлены на обслуживание внешнего долга столицы - в 1999 г. эти выплаты потребуют 6 млрд. 856 млн. 654 тыс. руб. В то же время депутаты Мосгордумы секвестировали многие важные для исполнительной власти статьи. В частности, расходы на финансирование компании “ТВ-Центр” сокращены и составят 422 млн. 73 тыс. руб., в то время как правительство Москвы запрашивало для своего “главного рупора” 1 млрд 200 млн. рублей.
В конце феврале 1998 г. появилась информация, что над московским правительством нависла угроза реального дефолта. 28 февраля город должен был выплатить $17 млн. в виде процентов по кредиту, объемом $295 млн., полученному в августе 1998 г. от одного из западных банков, однако своевременно эти проплаты не были сделаны. Кроме того, власти не сумели выполнить еще одно условие кредитного договора, в соответствии с которым деньги должны были быть зарезервированы заранее. По мнению экспертов, наиболее вероятной причиной задержки погашения процентов по кредиту стал недостаток средств в городском валютном фонде. Фонд оказался в нелегкой ситуации после того, как 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса, запрещающая осуществлять налоговые поступления в местные бюджеты в валюте. В конце концов, московскому руководству удалось найти и выплатить необходимые $17 млн., однако данная выплата является не последней и финансовая проблема теперь будет возникать регулярно. Уже 8 апреля столичные власти должны перечислить DM45,6 млн. в качестве процентов по еврооблигациям.
Экономический кризис в России и ситуация с выплатой кредита несколько ухудшили репутацию Москвы как заемщика. Рейтинговое агентство Standard Poor’s приняло объяснения московских властей и не изменило и так достаточно низкий рейтинг (ССС-). А вот агентство Moody’s поставило рейтинги рублевых и валютных облигаций Москвы на уровне “ВЗ” в список на понижение. Специалисты агентства особо отмечают падение сбора налогов и рост задолженности по ним.
23 февраля 1999 г. создана Московская нефтяная компания. Появление новой структуры, действующей на рынке нефтепродуктов, можно объяснить поражением Центральной топливной компании (глава Ю.Шафраник) в борьбе за контроль над столичным бензиновым рынком: с 1997 г. ЦТК так и не сумела взять под свою руку большинство муниципальных бензоколонок, а также построить в городе новые АЗС. Целями Московской нефтяной компании являются: повышение эффективности АЗС и стабильное обеспечение города качественными нефтепродуктами. Согласно данному документу акции МНК должны быть распределены поровну между 4 учредителями: Департаментом государственного и муниципального имущества города, компаниями “Марион альянс”, “Остконтракт” и “Бастон-Торг”. Предполагается, что доля мэрии 25% будет сохранена при дальнейшем увеличении капитала.
|