Banner zone

 











  Политическая ситуация
Другие данные по региону

Ленинградская область является одним из самых перспективных регионов РФ, что обусловливается переориентацией сырьевых потоков с транзитных перевалочных пунктов (портов) стран Балтии на терминалы региона. Однако в настоящее время область сталкивается со значительными финансовыми трудностями, находясь под угрозой дефолта. Сложившаяся экономическая ситуация в регионе оказывает непосредственное влияние на политическую составляющую жизни региона.

Политическая жизнь в области до определенного времени находилась в тени С.-Петербурга. То, что столицей области является самостоятельный субъект РФ, в определенной мере мешало складыванию полноценной региональной элиты. Большая часть элиты ориентирована на объединение двух регионов. Причины таких умонастроений лежат в сложившихся традициях. В советское время г.Ленинград и область представляли единый регион, который управлялся единым обкомом КПСС. За эти годы сложился единый народнохозяйственный комплекс. На территории области расположились филиалы крупных предприятий Ленинграда. Сельское хозяйство области работало на снабжение города продовольствием.

Относительно спокойная политическая жизнь региона была взорвана двумя обстоятельствами: возрастающими финансовыми проблемами региона и неожиданным назначением в сентябре 1998 г. губернатора Вадима Густова первым заместителем председателя Правительства РФ. В.Густову было поручено курировать в правительстве вопросы государственного строительства, национальную, региональную и молодежную политику и проблемы Севера.

Сразу после назначения В.Густова первым вице-премьером российского правительства заявили о себе претенденты на губернаторский пост. Первым об этом заявил бывший начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Анатолий Пониделко. Но всех взбудоражило заявление В. Жириновского о его намерении выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах губернатора. Как заявил Жириновский, он пойдет на выборы под лозунгом объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. После заявления Жириновского лидер партии “Демократическая Россия” Галина Старовойтова сделала заявление, в котором не исключает своего участия в выборах губернатора Ленинградской области, – с целью не пропустить лидера ЛДПР.

Оставляя должность губернатора, В.Густов оставил своего рода политическое завещание. Он неожиданно выступил за скорейшее объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в единый субъект РФ. В.Густов предложил свое видение процедуры объединения: область определяет председателя областного правительства, которого может назначить действующее Законодательное собрание. Действующий губернатор Санкт-Петербурга становится мэром города, и создается объединение, которое называется губернией. Благодаря Густову вопрос объединения двух регионов приобрел широкий публичный размах.

Исполняющим обязанности губернатора В.Густов назначил первого вице-губернатора Валерия Сердюкова. Несмотря на заверения В.Густова и В.Сердюкова о том, что безвластия в области не будет, резко изменившаяся ситуация, несомненно, вызвала определенное замешательство во властных структурах. Помимо всего прочего, стало очевидно, что в области отсутствует законодательная база, регулирующая подобные ситуации. В законах Ленинградской области не была предусмотрена процедура передачи полномочий и.о. губернатора, не предусмотрен порядок замещения должности губернатора в случае его досрочной отставки. Согласно областному закону о выборах губернатора, в случае досрочного прекращения губернатором его полномочий досрочные выборы назначаются Законодательным собранием не позднее чем через 2 недели со дня прекращения полномочий губернатора. Выборы должны состояться не позднее чем через 60 дней после назначения их даты.

Таким образом, если следовать действующему закону, выборы следовало бы проводить в декабре 1998 г. К этому областные власти оказались не готовы из-за крайне тяжелого финансового положения. Во властных структурах возобладало мнение о целесообразности переноса выборов на более поздний срок. В.Густов также выразил сомнение в целесообразности проведения выборов в декабре. По его мнению, оптимальным сроком был бы февраль-март. Если же выборы проводить раньше, то, как сказал Густов, “на волне недовольства, когда не выплачены зарплата и пенсии, к руководству области могут прийти люди, преследующие чисто политические цели”.

Одним из первых проявил активность Представитель Президента РФ в Ленинградской области Ф. Шкруднев, известный своими экстравагантными политическими инициативами, заведомо идущими в разрез с российским законодательством. 20 сентября он созвал экстренное заседание Общественной палаты, на котором инспирировал принятие двух обращений – к В.Густову и Президенту РФ Б.Ельцину. Смысл обоих документов сводился к следующему. Общественная палата одобряет назначение В.Густова первым вице-премьером Правительства РФ и одновременно, учитывая сложную социально-экономическую обстановку в области, “просит рассмотреть вопрос о сохранении за В.А. Густовым полномочий губернатора”. Кроме того, Ф. Шкруднев заявил, что было бы целесообразно петербургскому Законодательному собранию назначить в Санкт-Петербурге референдум по этому вопросу на 6 декабря – одновременно с выборами в ЗС. Однако никакого развития инициатива представителя президента о сохранении за Густовым полномочий губернатора не получила.

Была выдвинута инициатива обратиться к губернатору Санкт-Петербурга В.Яковлеву с просьбой соглашаться баллотироваться на выборах губернатора области. И.о. губернатора В.Сердюков призвал не торопиться с выборами, а заняться подготовкой объединения с Санкт-Петербургом.

Вопрос о назначении даты выборов губернатора был сразу увязан с объединением Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Председатель ЗС В.Климов предложил проект постановления, первая часть которого была посвящена подготовке объединения. Увязка выборов с мероприятиями по объединению встретила целый ряд возражений. Во-первых, в регионе отсутствует областной закон о референдуме. Кроме того, представитель прокуратуры заявил, что согласно федеральному закону ЗС должно в установленный срок – 2 недели – назначить дату выборов, в противном случае выборы проводит избирательная комиссия, причем дата будет назначена на срок не позднее трех месяцев с момента прекращения полномочий.

Депутаты ЗС области под давлением реальных обстоятельств, выявивших бреши в региональном законодательстве, приняли закон о досрочном прекращения полномочий губернатора. Согласно закону новые выборы губернатора проводятся не позднее чем через год после досрочного окончания полномочий. В законе не только удовлетворены настоятельные требования об отсрочке выборов на год, но и даже предусмотрено возможное увеличение этого срока в случае, если ситуация изменится в связи с объединением с Санкт-Петербургом. Соответствующая статья гласит: в случае проведения в течение указанного срока референдума Ленинградской области по вопросам изменения системы органов государственной власти Ленинградской области, изменения (увеличения, уменьшения) срока полномочий дата проведения выборов может быть изменена исходя из результатов референдума. Предельный срок проведения выборов губернатора в этом случае не может превышать двух лет с момента прекращения полномочий губернатора.

ЗС назначило досрочные выборы губернатора на третье воскресенье сентября 1999 г. На том же заседании ЗС были приняты соответствующие изменения Устава Ленинградской области. Таким образом, фактически подготовлена основа для существования области без полномочного губернатора в течение следующих двух лет.

С приближением выборов губернатора резко активизировалась работа по совершенствованию избирательного законодательства. 26 января в первом чтении рассматривался Закон “О выборах губернатора Ленинградской области” (внесен областной избирательной комиссией). Председатель облизбиркома Владимир Пылин обосновал необходимость принятия этого закона взамен действующего тем, что действующий закон содержит массу неточностей, внутренних противоречий и по ряду положений противоречит федеральному законодательству. Законопроект разработан научно-методическим советом при областной избирательной комиссии. Законопроект содержит два принципиальных нововведения. Во-первых, изменяется принцип пассивного избирательного права — избираться губернатором области может любой гражданин РФ независимо от места проживания. Во-вторых, вводится 25-процентный барьер явки избирателей.

Суть принятого ЗС Постановления “О подготовительных мероприятиях по созданию программы объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в единый субъект РФ и о назначении даты выборов губернатора Ленинградской области” сводится к следующему: ЗС исходит из невозможности в условиях кризиса комплексного разрешения социально-экономических проблем в регионе в ситуации, когда бывшее ранее единым экономическое пространство оказалось искусственно разделенным. ЗС постановило образовать полномочную представительную комиссию Ленинградской области в составе представителей ЗС, правительства, избирательной комиссии, суда и прокуратуры Ленинградской области. Предложения по персональному составу комиссии было поручено подготовить председателю ЗС и исполняющему обязанности губернатора. ЗС Санкт-Петербурга и губернатору Санкт-Петербурга предлагается образовать аналогичную комиссию.

В октябре 1998 г. постановлением ЗС был утвержден состав полномочной комиссии Ленинградской области по вопросу подготовки и реализации поэтапной программы объединения с Санкт-Петербургом в единый субъект РФ. Сопредседателями комиссии стали председатель ЗС В.Климов и исполняющий обязанности губернатора В.Сердюков.

На фоне масштабных инициатив по объединению С.-Петербурга и Ленинградской области кардинально изменилась политическая ситуация в Ленинградской области. Регион, который все последние годы считался “политическим болотом”, пришел в движение. Стали наблюдаться изменения в расстановке политических сил. И.о. губернатора Валерий Сердюков воспринимается местной элитой как временное лицо, обладающее не совсем легитимными полномочиями. В.Сердюков не пользуется поддержкой областной элиты, прежде всего директорского корпуса, представители которого составляют большинство в Законодательном собрании. Об этом, в частности, свидетельствует то обстоятельство, с каким трудом проходил в ЗС вопрос о переносе выборов губернатора с декабря 1998 на сентябрь 1999 года.

Среди представителей областной элиты, кроме В.Сердюкова, обозначились и другие сильные претенденты на губернаторский пост. Н.Смирнов – депутат ЗС, бывший при администрации А.Белякова председателем областного правительства (попавший, однако, в опалу и отправленный в отставку). Смирнов баллотировался на выборах губернатора Ленинградской области в 1996 году, но снял свою кандидатуру. Как сообщается в прессе, по непроверенным данным, Смирнова поддерживает губернатор С.-Петербурга В.Яковлев. После ухода Густова Смирнов выступил в ЗС с призывом обратиться к В.Яковлеву с предложением баллотироваться на пост губернатора Ленинградской области. В конце октября сторонники Смирнова предприняли попытку переноса выборов губернатора на февраль 1999 года, но эта инициатива была заблокирована усилиями председателя ЗС В.Климова и Представителя Президента РФ по области Ф.Шкруднева. Другой потенциальный претендент – Полномочный представитель Президента РФ в Ленинградской области Федор Шкруднев. Шансы этого претендента расцениваются как высокие. Вокруг него сейчас формируется мощная политическая и финансовая группировка, его поддерживают представители ВПК Северо-Запада, Союз промышленников и предпринимателей РФ.

29 апреля Президент РФ Б.Ельцин неожиданно отправил в отставку Вадима Густова с поста первого вице-премьера Правительства РФ. Густов проработал в правительстве 7,5 месяца. Его отставка резко изменила предвыборную ситуацию в Ленинградской области. Хотя об участии В.Густова в выборах официально не было объявлено, никто не сомневается, что он кандидат номер один.

В мае более 10 претендентов уведомили о намерении участвовать в выборах. Среди них – бывший Полномочный представитель Президента РФ в Ленинградской области Федор Шкруднев, депутаты областного Законодательного собрания Дамир Шадаев (предприниматель в области лесного бизнеса) и Николай Кашин, руководитель областной организации ЛДПР Александр Бондаренко, заместитель председателя Союза инвалидов воинов-интернационалистов Юрий Беляев (из С.-Петербурга, РОС), начальник Северо-Западного управления холдинга РОСНО Александр Лесков, несколько руководителей местных предприятий и коммерческих организаций.

Бывший губернатор Вадим Густов также публично объявил о намерении участвовать в выборах. Определилась и главная интрига – соперничество между Густовым и его ставленником, исполняющим обязанности губернатора Валерием Сердюковым, который старается придерживаться имиджа хозяйственника, далекого от политики. Последний до сих пор в явном виде не высказал своих претензий на пост губернатора, но, похоже, что он не готов уступить кресло неожиданно возвратившемуся Густову. По косвенным признакам чувствуется, что между ними возникли натянутые отношения. Они нигде не появляются вместе, В.Густов почти не появляется в здании областной администрации. Для проведения совещания с руководителями районов (в качестве члена Совета Федерации) он воспользовался помещением Законодательного собрания (председатель которого В.Климов – соратник Густова). В подконтрольной администрации областной газете “Вести” почти все, что касается Густова, замалчивается, тогда как материалы о неустанной заботе Сердюкова об областных проблемах не сходят со страниц. Таким образом, Густов отрезан от административных ресурсов. Правда, у него остается определенный ресурс как у члена Совета Федерации (каковым он продолжает оставаться).

По словам осведомленных источников из администрации Санкт-Петербурга, Густов предложил Сердюкову занять пост председателя правительства области и не участвовать в выборах. Однако Сердюков отказался. Таким образом, в предвыборной кампании наметились два основных фаворита, которые обладают наибольшими ресурсами в регионе. Судя по всему между ними и развернется основная борьба. Однако конкуренцию может им составить В. Жириновский. После поражения на губернаторских выборах в Белгородской области он заявил о своих намерениях баллотироваться в Ленинградской области, вынашивая планы создания мифического “северо-западного коридора ЛДПР”.

 

 

[AD]

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов
 
[AD]
Сайт управляется системой uCoz