|
Глава 11. Административно-территориальное устройство и местное самоуправление в крае
|
|
Статья 108.
1. Город (городское поселение), поселение, сельсовет (целостная система административно несамостоятельных поселений) признаются в крае территориальными образованиями, выступающими основой его территориального деления и административной организации.
2. Поселения, сельсоветы и районные города объединяются в территориальном и административном отношении в районы.
3. Территория края, кроме той ее части, которая является территорией автономных округов в составе края, непосредственно подразделяется на краевые города: Ачинск, Боготол, Бородино, Дивногорск, Енисейск, Заозерный, Игарка, Канск, Красноярск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово, Норильск с городами Кайеркан и Талнах и поселком Снежногорском, Сосновоборск, Шарыпово; районы: Абанский, Ачинский, Балахтинский, Березовский, Бирилюсский, Боготольский, Богучанский, Большемуртинский, Большеулуйский, Дзержинский, Емельяновский, Енисейский, Ермаковский, Идринский, Иланский, Ирбейский, Казачинский, Канский, Каратузский, Кежемский, Козульский, Краснотуранский, Курагинский, Манский, Минусинский, Мотыгинский, Назаровский, Нижнеингашский, Новоселовский, Партизанский, Пировский, Рыбинский, Саянский, Северо-Енисейский, Сухобузимский, Тасеевский, Туруханский, Тюхтетский, Ужурский, Уярский, Шарыповский, Шушенский; закрытые административно- территориальные образования.
4. Административно-территориальное устройство автономных округов в составе края устанавливается данными округами.
5. С целью организации административного управления в отдельных областях и сферах на территории края могут быть образованы специальные административные округа и зоны, границы которых возможно определять без учета административно- территориального деления края, установленного в пунктах 1-3 настоящей статьи.
Статья 109.
1. Вопросы административно-территориального устройства края (образования, упразднения, объединения, преобразования, установления и изменения границ и наименований городов, поселений, сельсоветов, районов, специальных административных округов и зон на территории края) решаются путем принятия законов края в порядке, определенном настоящим Уставом и законами края.
2. Органы государственной власти края решают вопросы административно- территориального устройства в отношении расположенных на его территории административно-территориальных образований, имеющих закрытый статус, в пределах и порядке, определенных федеральным законодательством.
3. Решения об изменении административно-территориального устройства края должны приниматься с учетом мнения заинтересованного населения, выявляемого в необходимых случаях с помощью местных референдумов или голосования на сходах (собраниях) граждан, и мнения заинтересованных органов местного самоуправления.
Статья 110.
1. На территории края гражданам гарантируется право на местное самоуправление в муниципальных образованиях.
2. Образование, упразднение, объединение, преобразование муниципальных образований на территории края, а также установление и изменение их границ и наименований производятся путем принятия законов края. При изменении системы муниципальных образований в крае должны соблюдаться условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 109 настоящего Устава для решения вопросов административно- территориального устройства края.
3. К ведению местного самоуправления относятся муниципальная собственность, местные финансы, контроль за использованием земли, природных ресурсов, муниципальные системы здравоохранения, социальной помощи, образования, культуры, местный транспорт, дороги, улицы, мосты и т.д., коммунальное обслуживание, включая водоснабжение, канализацию, газо- и теплоснабжение, благоустройство, организация местной торговли и бытового обслуживания, поддержание общественного порядка, а также иные вопросы местного значения, то есть вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования и отнесенные к таковым Уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законами края. Муниципальное образование вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, не исключенные из его ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
4. При решении вопросов собственного ведения муниципальные образования осуществляют хозяйственную и административную деятельность, в том числе распоряжаются принадлежащим им имуществом и финансовыми ресурсами, заключают договоры и соглашения, вступают в ассоциации, образуют, реорганизуют и ликвидируют органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия, учреждения и организации и руководят ими, принимают обязательные юридические акты, в том числе уставы местного самоуправления, и осуществляют контроль за их исполнением.
Статья 111.
1. Право граждан на местное самоуправление осуществляется непосредственно при прямом волеизъявлении граждан - их голосовании в ходе местных референдумов и выборов, а также на сходах (собраниях) граждан.
2. Условия обладания гражданами правом на участие в местных референдумах и выборах, а также сходах (собраниях) граждан не должны быть более ограниченными, чем условия обладания ими правами на участие в краевых референдумах и выборах.
Статья 112.
1. Полномочия муниципальных образований осуществляются опосредованно через соответствующие выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Представительные органы муниципальных образований избираются путем прямого тайного и свободного голосования, проводимого на равных для голосующих основаниях.
3. Число депутатов, избираемых в представительный орган местного самоуправления, определяется Уставом муниципального образования в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании и других местных особенностей.
4. В муниципальных образованиях при наличии возможности регулярного проведения сходов (собраний) населения представительные органы могут не создаваться. Функции этих органов в таких случаях поручаются сходам (собраниям) граждан.
5. К ведению представительных органов местного самоуправления относятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, программ экономического и социального развития, осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также решение других вопросов в соответствии с законодательством и уставами муниципальных образований.
6. Иные органы местного самоуправления, в том числе выборные, могут быть предусмотрены уставами муниципальных образований в соответствии с законом края.
Статья 113.
В пределах отдельных частей территорий муниципальных образований может осуществляться территориальное общественное самоуправление.
Статья 114.
1. Законодательство края должно устанавливать правовой режим, который предусматривает возможность построения конкретных систем самоуправления с учетом национальных, исторических, естественно-географических и иных особенностей муниципальных образований.
2. Органы государственной власти края не могут принимать решений, которые ущемляют закрепленные федеральным законодательством и законами края за муниципальными образованиями, а также органами местного самоуправления права, ограничивают предусмотренные для них гарантии, создают для отдельных муниципальных образований необоснованные социально-экономические или административно-политические льготы и привилегии.
3. Органы государственной власти края при принятии решений, непосредственно касающихся муниципальных образований, обязаны проводить консультации с соответствующими органами местного самоуправления и учитывать их предложения.
Статья 115.
1. Федеральным законодательством, законами края органы местного самоуправления на территории края могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Органы государственной власти должны передавать органам местного самоуправления необходимые для выполнения государственных полномочий материальные и финансовые ресурсы.
2. В случае непередачи материальных и финансовых ресурсов органы местного самоуправления вправе отказаться от исполнения данных полномочий.
Статья 116.
Контроль органов государственной власти края за организацией и функционированием местного самоуправления осуществляется только с точки зрения соответствия их федеральному законодательству и законам края. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления полномочий государственной власти может осуществляться и с точки зрения эффективности этого осуществления.
|