|
Политическая ситуация
|
|
Политическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе в большей степени определяется внешними факторами - отношениями с Тюменской областью и федеральным центром. “Парад суверенитетов” начала 90-х гг., затронувший все национальные республики и автономные округа, в т.ч. и соседний Ямало-Ненецкий округ, лишь немного затронул Ханты-Мансийский округ. Местная элита выступала, прежде всего, с намерением добиться экономической самостоятельности, отдав предпочтение политике постепенного расширения прав округа.
Политика осторожного перераспределения полномочий между областью и округом определялась председателем окрсовета В.Чуриловым, бывшим первым секретарем окружкома КПСС, а также председателем окрисполкома А.Филипенко, который, однако, не афишировал свои политические взгляды, предпочтя имидж крепкого хозяйственника. С назначением в декабре 1991 г. А.Филипенко главой администрации округа отношения с областными органами власти не претерпели кардинальных изменений. В начале 1992 г. в отношениях между двумя сторонами произошли важные события. Принятый ВС России закон о недрах создал экономическую основу системы распределения доходов от добычи нефти между местными, окружным и федеральным бюджетами. Право контроля над недропользованием было предоставлено местным и окружным властям. Согласно федеративному договору, заключенному в марте 1992 г., округ признавался равноправным субъектом РФ, получив право самостоятельно распоряжаться недрами и формировать отделения федеральных органов власти. Власти Ханты-Мансийского округа, в отличие от Ямало-Ненецкого, пошли на подписание в мае 1993 г. тройственного договора, который регламентировал разграничение полномочий между областью и округами.
В некоторых случаях власти Ханты-Мансийского округа и области выступали под давлением обстоятельств с консолидированной позицией. Область поддержала округ при возникновении угрозы отделения части ее территории. В декабре 1992 г. на конгрессе культуры мансийского народа было провозглашено образование Мансийского автономного округа в составе Свердловской области. Организаторами мансийского конгресса были политические деятели из Екатеринбурга, которые входили в Уральский центр экономических реформ. Власти области и Ханты-Мансийского округа объявили конгресс распущенным, а его решения противозаконными. Прокуратурой округа было возбуждено уголовное дело по статье о разжигании межнациональной розни. На этом политики Свердловской области не остановились, предприняв в сентябре 1993 г. еще одну попытку прирезать к себе сибирскую территорию. Уральцы действовали через Госкомфедерации, где готовились указ о создании территории федеральной поддержки “Приобье” и проект создания зоны экономической интеграции между Свердловской и Тюменской областями. Проекты предполагали управление территорией особой администрацией, которая наделялась правом распределения финансами, налогами, недрами территории. Однако создать новый субъект Федерации, подконтрольный Екатеринбургу, не удалось.
Октябрьские события 1993 г. власти округа встретили спокойно, фактически поддержав действия президента. Постановление Тюменского облсовета, признавшего Указ Б.Ельцина неконституционным, было признано окрсоветом не действующим на своей территории, поскольку этот вопрос не был с ним согласован. В затяжную конфронтацию власти области и округа вступать не стали. Уже в марте 1994 г. прошли одновременно выборы в законодательные органы власти области и округа. Последующие месяцы были посвящены реализации стремления области и округа заключить соглашение о делегировании полномочий. Но переговорный процесс вскоре вылился в “войну законов”. Принятый в мае 1995 г. Устав области был воспринят в округе как поползновение на установленные полномочия. Создавшаяся ситуация заставила все три думы обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о толковании содержащегося в Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области. Рассмотрение обращения в Конституционном суде затянулось более чем на год. Только 14 июля 1996 г., после переизбрания председателя Конституционного суда, рассмотрение состоялось. Затягивание рассмотрения запроса отрицательно сказалось на стабилизации политической обстановки в области, в первую очередь на проведении губернаторских выборов.
Ханты-Мансийский округ, в отличие от Ямало-Ненецкого, согласился провести на своей территории выборы губернатора Тюменской области с тем условием, что их финансирование возьмет на себя область. Дата выборов несколько раз переносилась из-за позиции ямальских властей, игнорирующих проведение избирательной кампании. Ханты-Мансийская дума выбрала иной, более мягкий прием, позволяющий признать выборы на территории округа незаконными. Накануне выборов окружная дума приняла решение о том, что выборы губернатора области на территории округа будут считаться состоявшимися, если в них примут участие более 25% избирателей. Активность же электората на выборах губернатора области оказалась низкой, на них 22 декабря пришло лишь около 16%. Окризбирком признал выборы несостоявшимися и отказался проводить повторное голосование. Власть губернатора области над округом, таким образом, стала номинальной и не вполне легитимной. Л.Рокецкий с этого времени стал признаваться лишь как губернатор юга Тюменской области.
Между тем 27 октября 1996 г. состоялись выборы губернатора Ханты-Мансийского округа при явке избирателей 47%. Борьба велась между двумя кандидатами: действующим главой администрации округа А.Филипенко и заместителем главы администрации округа Г.Корепановым. А.Филипенко, по сути, был единственным кандидатом на должность губернатора округа. Участие в выборах Г.Корепанова было необходимо прежде всего потому, что безальтернативные выборы запрещены законодательством. За А.Филипенко отдали свои голоса 76,99% избирателей, пришедших на выборы.
В настоящее время авторитет А.Филипенко в округе довольно велик, причем не только среди избирателей, но среди руководителей нефтяных предприятий. Если предвыборный альянс А.Филипенко и нефтяников состоится, то поддержанным ими кандидатам на выборах в депутаты Госдумы РФ по одномандатным округам прохождение практически обеспечено. Что касается выборов по спискам, то ожидалось, что в округе будет поддержано либо объединение “Отечество”, либо НДР. Но в апреле 1999 г. губернатор А.Филипенко и председатель окружной думы С.Собянин выступили в качестве учредителей нового политического блока "Вся Россия".
Особенностью федеральных думских выборов в округах является их предсказуемость. Это объясняется, во-первых, высокой степенью зависимости работников от работодателей — нефтяников и газовиков, во-вторых, относительно низкой политизированностью населения. Но если в Ямало-Ненецком округе предприятия ОАО “Газпром” практически полностью контролируют органы государственной власти и местного самоуправления, то в Ханты-Мансийском округе несколько иная ситуация, здесь нет такого монополизма. На территории округа ведут разработку недр несколько крупных, конкурирующих между собой нефтяных кампаний. Как правило, в число самых влиятельных политиков региона входят их руководители – В.Алекперов (“ЛУКойл”), В.Богданов (“Сургутнефтегаз”), М.Ходорковский (ЮКОС), С.Кукес (Тюменская нефтяная компания) и др. Политической организацией, которая продвигает их интересы, стал Союз нефтепромышленников. Интересы нефтяных компаний довлеют над политическими организациями, действующими во всех крупных городах. Значение их в политической жизни незначительно. Так, на думских выборах 1995 г. не было зарегистрировано ни одного партийного кандидата. Однако мажоритарная система голосования заставляет “нефтяных генералов”, чтобы добиться большего влияния в будущем парламенте, ориентироваться на федеральные партийные структуры. В этом свете показательно намерение М.Ходорковского оказывать на думских выборах финансовую помощь “Яблоку”.
В качестве наиболее вероятных фаворитов думской избирательной кампании по двум ханты-мансийским одномандатным избирательным округам могут рассматриваться несколько человек. Среди них В.Палий, с 1989 г. – генеральный директор ПО “Нижневартовскнефтегаз”. В 1995-1997 гг. он был противником схемы приватизации ПО “Нижневартовскнефтегаз” в составе Тюменской нефтяной компании, в результате был отправлен в отставку. В 1997 г. был избран депутатом Тюменской областной думы. На волне критики руководства тюменской нефтяной компании он был избран депутатом областной думы. Его авторитет в нефтяных городах Ханты-Мансийского автономного округа был довольно высок еще в восьмидесятые годы, в девяностые годы зарплата в “Нижневартовскнефтегазе” была самой высокой в отрасли. В недавнем конфликте вокруг Запсибкомбанка В.Палий, член его совета директоров, открыто выступил против губернатора области Л.Рокецкого и Тюменского областного суда. Политические взгляды В.Палий никогда не демонстрировал, но, по неподтвержденным данным, ищет встречи с представителями “Яблока”.
Другим наиболее вероятным фаворитом будет С.Атрошенко, председатель Партии пенсионеров РФ. В 1996 г. он баллотировался в губернаторы Тюменской области, являясь председателем Координационного совета регионального общественно-политического движения “Тюмень-2000”, и занял второе место (первый тур – 24,29%, второй тур – 32,94%). В 1997 г. С. Атрошенко баллотировался в Тюменскую областную думу, занял только второе место. В 1998 г. он выдвигался кандидатом в депутаты Госдумы РФ по 225-му избирательному округу (Ямало-Ненецкий автономный округ) вместо выбывшего депутата. По этому же округу баллотировался В.Черномырдин. Окружная избирательная комиссия отказала С.Атрошенко в регистрации в связи с “неправильным оформлением части подписных листов”. Несмотря на эти поражения, с 1996 г., после его выхода во второй тур выборов губернатора Тюменской области, имя С.Атрошенко наводит страх на местных чиновников и функционеров партийных структур. Если он поведет избирательную кампанию так, как он вел ее в 1996 г., и если кампания будет хорошо профинансирована, его победа будет вполне реальной.
|