|
Хроника событий
|
|
В январе в Белгородской области взяла старт предвыборная гонка. Причем - внезапно. Причиной послужили инициативы губернатора по переносу выборов сначала на более поздний срок, а затем на более ранний.
Несмотря на видимый подогрев политической обстановки, которая выразилась в резко возросшей активности политических партий, губернатор области Е.Савченко более месяца держал паузу после утечки информации из организационного аналитического отдела областной администрации, опровергая "досужие вымыслы". Однако в середине февраля губернатор официально озвучил свои планы, выступив с "Обращением к депутатам Белгородской областной Думы о назначении даты выборов главы администрации Белгородской области". Губернатор констатировал факт, что в последнее время в городах и районах области получили большое распространение различные толкования о сроках выборов главы администрации Белгородской области. "Отдельные политические партии, движения, группы усматривают в рабочих встречах главы администрации с коллективами предприятий и организаций области по подведению итогов минувшего года и определению задач на текущий год и перспективу развертывание предвыборной кампании. На этой волне заметно возрастает их политическая активность, начинается искусственное нагнетание предвыборных страстей. Причем уже сейчас делается это не всегда цивилизованными методами". Исходя из этого, по мнению Е.Савченко, дальнейшая неопределенность даты выборов главы администрации будет отрицательно сказываться на деловой обстановке, заметно отвлекать от работы над важнейшими социально-экономическими программами и дестабилизировать обстановку на Белгородчине.
Губернатор вышел с инициативой в областную Думу - назначить выборы главы администрации Белгородской области на 19 марта 2000 года одновременно с выборами глав местного самоуправления. Е.Савченко считает такое совмещение вполне логичным потому, что и "глава администрации области и главы местного самоуправления должны единым блоком нести всю полноту ответственности за реализацию предвыборных программ и рост благосостояния белгородцев, являющихся одновременно избирателями для кандидатов в исполнительную власть районного, городского и областного уровней".
После официального обращения губернатора к областной Думе выдвинулись силы поддержки Е.Савченко. Стало ясно, что в этой избирательной кампании губернатор будет опираться на аграриев. Ранее было заметно его неравнодушие к АПР в регионе. В одном из декабрьских интервью Е.Савченко высказал намерение после оставления поста губернатора заняться партийным строительством АПР. Белгородские аграрии в открытую говорят, что на предстоящих в нынешнем году выборах главы администрации области поддержат нынешнего губернатора Е.Савченко. Об этом заявил их лидер Николай Чуприна на IV областной отчетно-выборной конференции регионального отделения Аграрной партии России, которая состоялась в середине февраля в облсовпрофе. На ней присутствовали председатели городских и районных комитетов профсоюза работников агропромышленного комплекса, председатели профкомов предприятий и организаций, руководители областного и районных советов Агропромсоюза. В работе партийной конференции участвовали первый заместитель главы администрации области Н.В.Незнамов, директор Белгородского филиала банковской группы СБС-АГРО В.М.Веревкин, председатель Курской областной организации АПР В.В.Гуков.
Инициатива губернатора о переносе выборов была поддержена областной Думой. Однако чтобы избежать обвинений в узурпации власти на несколько пролонгированных месяцев, губернатор предложил утвердить более близкую дату выборов. В результате диалога губернатора с депутатами выборы главы администрации области, которые должны были состояться в декабре, областной Думой были назначены на 30 мая.
За решение областной Думы утвердить датой выборов губернатора 30 мая 1999 г. последовала резко негативная реакция основной политической силы области - КПРФ. Это "решение областной Думы, принятое по инициативе господина Савченко", бюро обкома КПРФ назвало противозаконным. По мнению коммунистов, данное постановление нарушает ст.15 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан”, ст.45 Устава Белгородской области, ст.78 Избирательного кодекса Белгородской области. Оно, принятое "в угоду г-ну Савченко, серьезно дестабилизирует общественно-политическую обстановку в области. Бюро обкома КПРФ констатировало, что среди депутатов, проголосовавших за данное постановление, есть и коммунисты. Чтобы как-то "наказать" неразумных депутатов, бюро пригрозило организовать в первичных партийных организациях, райкомах и горкомах слушания отчетов о депутатской деятельности для выяснения причины такого голосования и "принципиальной оценки такого поведения".
Бюро обкома КПРФ заявило, что коммунисты не намерены мириться с грубым и вызывающим произволом власть предержащих и обратятся в суд, Центризбирком РФ и Генеральную прокуратуру РФ по факту переноса срока выборов. Вместе с тем, бюро заявило о политической готовности КПРФ и Народно-патриотического союза участвовать в выборах и выдвинуть достойную и сильную кандидатуру.
25 января на сессии областной Думы был рассмотрен проект областного бюджета в новой редакции. Однако вторая попытка администрации и правительства области получить официальное “добро” на проект бюджета-99 не увенчалась успехом. Областная Дума, приняв ряд поправок, отложила его до третьего чтения. Для многих (в том числе и депутатов) это оказалось неожиданностью. Впрочем, еще более удивительным было, если бы проект приняли...
Дело не только и даже не столько в том, что дефицит его составил в новом варианте 27%. Во-первых, с этого года Федеральное правительство больше будет забирать у области. Если раньше весь подоходный налог оставался в ее распоряжении, то с 1 апреля области будут оставлять лишь 75%. В пользу федерального центра изменены и ставка налога на добавленную стоимость, и сам норматив. Таким образом, региональный бюджет теряет из доходной части бюджета 192 млн “живых” рублей. Во-вторых, сокращается сумма трансфертов. Администрация области просила 342 млн рублей. Но Госдума оставила от них лишь 77 млн рублей.
Главной причиной непринятия уже второго проекта бюджета была другая. Слишком острыми оказались межбюджетные отношения территорий области. Месяц, отведенный на работу согласительной комиссии, их ничуть не сгладил. Ярким доказательством тому стало 5-часовое заседание комитета по бюджету, финансам и налоговой политике накануне сессии областной Думы. Едва ли не каждый район считал себя “обиженным” особо. Никто не хотел делиться с другими, принимать в расчет, что в ущерб областному бюджету на помощь территориям выделяется 210 млн рублей. Областная администрация попыталась снизить до 26,5% дефицит сельским районам.
Депутаты признали поведение главы администрации области Е.Савченко и председателя областной Думы А.Зеликова, не согласившихся с урезанием трансфертов области и проголосовавших против Федерального бюджета, патриотичным. По заявлению губернатора, до сих пор не устранено неравенство в положении российских регионов — области и края откровенно обирают в пользу республик.
Второй вариант проекта бюджета отличается от прошлогоднего не только тем, что дефицит в 1998 году был всего около 10%. Проект бюджета-99 имеет более выраженную социальную направленность, но при этом он не стал более реальным. Бюджет излишне раздут и практически не выполним. В консолидированном бюджете расходы планируются в сумме 3,2 миллиарда, а доходы — всего 2,3 миллиарда рублей. Проект областного бюджета оказывается дефицитным на 30%. В нем заложены расходы на миллиард рублей, которых сегодня нет, и очень проблематично их появление в будущем.
В феврале в области была принята Программа развития сельхозмашиностроения на 1998-2000 гг. Она предусматривает изготовление более 25 типов современной конкурентоспособной техники для села с участием иностранных фирм, в частности французской "Матро", специализирующейся на свеклоуборочных комбайнах. По замыслу областной администрации программа предусматривает "возродить плодотворный союз села и города". Селяне сейчас испытывают острый недостаток техники, которую вполне способны производить предприятия области. Это, помимо обеспечения загрузки их мощностей, будет способствовать созданию новых рабочих мест.
Департамент экономики и финансов областного правительства уже открыл соответствующий счет во Внешторгбанке. Потому промышленники горячо поддержали решение исполнительной власти возродить региональное машиностроение, и многие уже выразили желание получить заказы на изготовление техники или каких-то деталей и узлов. Для успешной реализации программы постановлением губернатора создан совет во главе с председателем правительства администрации области В.Герасименко. На его первом заседании рассмотрены вопросы организационного и финансового обеспечения "Программы регионального сельхозмашиностроения". В частности, решено создать свой научно-технический центр по разработке конструкторской и технической документации и станцию по испытанию новой техники. А для обеспечения ее нормальной эксплуатации на предприятиях-изготовителях будут организованы бригады сервисного обслуживания и гарантийного ремонта. Если все то, что начертано программой, обретет реальную жизнь, регион получит возможность сэкономить свои валютные средства, отказавшись от закупки техники за рубежом.
В начале марта началось официальное выдвижение кандидатов на должность главы администрации Белгородской области. Группа избирателей Старого Оскола выдвинула кандидатом в губернаторы аудитора Счетной палаты РФ М.И.Бесхмельницына. Напомним, что Михаил Бесхмельницын возглавлял в 1993 году Белгородский областной Совет народных депутатов, председателем которого был избран. До этого он работал секретарем обкома КПСС. После октября 93-го руководил одним из местных коммерческих банков. Затем он стал аудитором Счетной палаты РФ — должность, приравненная по статусу к федеральному министру. 6 марта был проведен пленум обкома компартии. На повестку дня было вынесено два вопроса: “О ходе выполнения решений XII пленума ЦК КПРФ", "О позиции областной парторганизации в связи с выборами главы администрации области”. После долгого обсуждения этих вопросов, которое носило закрытый характер, единогласно было принято решение поддержать в качестве кандидата от КПРФ на губернаторский пост аудитора Счетной палаты РФ Михаила Бесхмельницына. Предварительно провели анкетирование в районах области. В анкете, кроме М.Бесхмельницына, были предложены кандидатуры депутатов Госдумы О.Кулешова и С.Сухарева, ректора сельскохозяйственной академии А.Пономарева и главы администрации Шебекинского района В.Алтухова. Однако, как говорили на пресс-конференции, которая проходила после пленума, в ходе обсуждения они сняли свои кандидатуры.
Кандидатура занимающего должность губернатора Е.С.Савченко выдвинута на собраниях групп избирателей, которые прошли в ОАО “Комбинат “КМАруда”, АО “Авангард” Губкинского района, в Чернянском районе. Сторонники Евгения Степановича отмечали его заслуги в газификации области, решении социальных проблем, в том, что по сравнению с другими регионами Белгородчина “лучше смотрится”. Состоявшийся в начале марта пленум областного совета профсоюзов поддержал выдвижение кандидатуры Е.С.Савченко и рекомендовал профсоюзным организациям “провести соответствующую работу на местах”.
В поселке Томаровка Яковлевского района группа избирателей выдвинула на должность главы администрации области ректора Белгородской сельскохозяйственной академии Героя Социалистического Труда А.Ф.Пономарева. В свое время Пономарев работал директором Томаровской МТС, был председателем райисполкома и первым секретарем райкома КПСС в существовавшем ранее Томаровском районе. В заявлении томаровцы вспоминают о том, как “звучала” в СССР Белгородская область в бытность Пономарева первым секретарем обкома.
Под вопросом оказалось участие в выборах В.М.Безымянного, генерального директора ТОО “Бенфико”. Дело в том, что В.М.Безымянный — гражданин двух государств: России и Украины. В Законе же “О выборах главы администрации Белгородской области” прописано, что губернатором может быть избран гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства. В федеральном законодательстве о выборах разного уровня также говорится о том, что гражданин РФ имеет “право избирать и быть избранным”. В то же время вроде бы и нет явного запрета на участие в выборах претендентов с двойным гражданством. Облизбирком обратился в Центризбирком с соответствующим запросом.
В марте стало известно, что в планы концерна РАО “Газпром” входит покупка контрольного пакета акций Лебединского горно-обогатительного комбината (ЛГОК). Об этом говорится в письме главы “Газпрома” Рэма Вяхирева на имя президента компании Nakosta Metal Trading limited Абдуллы Куркаева.
“Газпром” еще в 1997 г. совместно с Nakosta начал скупку акций Лебединского ГОКа. К лету 1998 г. они обладали 40,2% в уставном капитале комбината. Оставшиеся акции принадлежали банку “Российский кредит” (46,5%) и государству (10%). Причем последнее летом прошлого года планировало выставить свой пакет на продажу.
Реализация государственных акций должна была решить спор между “конкурирующими партнерами”. Однако в последний момент приватизация госпакета была отменена. Как говорится в письме генерального директора ЗАО “Газпроминвестхолдинг” (дочерняя структура “Газпрома”, которая и занималась скупкой акций ЛГОКа) г-на Кузнецова от 18 ноября прошлого года на имя Рэма Вяхирева, “Российский кредит” согласился продать не только акции ЛГОКа, но и контрольные пакеты соседних Михайловского и Стойленского ГОКов. За все это в банке запросили $120 млн.
Однако сделка застопорилась. Причины этого стороны пока не комментируют. Вполне возможно, от предложенной схемы отказался “Роскредит”, не исключено, что появились и другие желающие получить контроль над тремя ГОКами. На их долю приходится 80% поставок сырья на российские металлургические предприятия.
|