Масхадова в плен не брать

Больше чеченских правительств - хороших и разных!

Судьба Грозного, как и судьба ичкерийского президента, предрешена. По информации "Сегодня", полученной из источников в одной из российских спецслужб, Аслана Масхадова в плен брать не будут. Речь не идет о его физическом устранении. Как заявил корреспонденту "Сегодня" один из аналитиков, близкий к спецслужбам, "плененный Масхадов для России будет бесполезен, если не сказать вреден. На роль Шамиля в почетной калужской ссылке он не тянет - масштаб не тот. На роль Оджалана - подавно. Масхадов, как показала практика, политик слабый, неумелый и зависимый. Именно такой человек подходит России для того, чтобы олицетворять чеченский режим в изгнании".

Скорее всего, полагают в спецслужбах, Масхадову может быть предоставлен нелегальный "коридор" для беспрепятственного выезда из Чечни за рубеж. Но это лишь часть плана. Речь идет о том, чтобы вытеснить за рубеж еще ряд влиятельных чеченских идеологов типа Удугова, Яндарбиева и других. Зачем? Дело в том, что с падением Грозного и даже с зачисткой горной Ичкерии чеченская война для России не закончится - она попросту перейдет в "холодную" стадию. Уж слишком много зарубежных ресурсов - финансовых, идеологических и политических - аккумулировано для ее ведения. Поэтому задача перед нашими спецслужбами будет следующей: как можно быстрее выработать эти самые ресурсы. Естественно, руками самих чеченцев.

Один из вариантов: российские спецслужбы не препятствуют выходу из Ичкерии нескольких знаковых фигур "сопротивления". Речь при этом не идет о Басаеве и Хаттабе - с ними намерены разобраться окончательно (с Басаевым за Буденновск, с Хаттабом за Ярыш-Марды и "анатомические опыты" над пленными). И уже к весне следующего года за пределами России должны заработать чеченские "правительства в изгнании". Мы говорим о них во множественном числе, поскольку ожидается возникновение как минимум трех подобных "правительств". И это крайне выгодно для России. Все три структуры должны работать на разные "целевые аудитории" и при этом смертельно враждовать друг с другом из-за финансовых потоков спонсоров. При таком развитии событий чеченцы за год-два полностью дискредитируют идею своего "сопротивления" в глазах мирового сообщества.

Первый "центр власти" - это правительство Масхадова, которое будет "вещать" на Европу и США. Вероятное место десантирования его "правительства" - либо Грузия, либо Турция, либо одна из прибалтийских республик, либо одна из стран Восточной Европы. Там Масхадова знают, любят и жалеют. Амплуа ичкерийского изгнанника - "лектор". Он будет вести напряженную светскую жизнь: выступать с лекциями в университетах, с докладами на всяческих конференциях и ассамблеях, обращаться с воззваниями к ОБСЕ, ООН, НАТО и т.д., получать небольшую спонсорскую помощь от сочувствующих и американо-европейской диаспоры. Задача российских спецслужб - отсечь правительство Масхадова от финансовых ресурсов Востока и всячески подчеркивать слабость и никчемность изгнанника.

Второй "центр власти" - куда более мощный и опасный - возникнет в Афганистане под крылом у талибов и Усамы бен Ладена. Там чеченское правительство в изгнании скорее всего возглавит Мовлади Удугов: по сведениям российских спецслужб, он уже получил от талибов "добро" на это, а также сектор на азиатском наркорынке для пополнения своего "правительственного бюджета". Удуговское правительство будет "вещать" на фундаменталистские исламские режимы и ими же финансироваться. Амплуа Удугова - "воин джихада".

Удугов попытается наладить связи с рядом экстремистских и фундаменталистских организаций. Задача России - как можно плотнее изолировать режим талибов на международном уровне вместе с "чеченским гнездом". Любые теракты или очаги нестабильности в пределах СНГ (а может, и во всем мире) неизменно будут связываться с "правительством Удугова". Именно на примере Удугова наш МИД будет иллюстрировать миру террористическую природу чеченского "сопротивления".

Третье правительство в изгнании образуется на Ближнем Востоке. Скорее всего, его возглавит Зелимхан Яндарбиев, который уже сейчас находится в этом регионе, занимаясь сбором пожертвований "на джихад". Яндарбиевское правительство будет "вещать" на наиболее вменяемую и цивилизованную (а значит, и самую богатую) часть арабского мира. Амплуа Яндарбиева - "купец". Его правительство сможет при желании сконцентрировать в своих руках значительные финансовые потоки. Задача наших спецслужб - изолировать яндарбиевское правительство от двух других, переведя его в режим самообогащения.

Иными словами, три правительства в изгнании должны растащить по разным углам планеты три главных ресурса чеченского сопротивления: поддержку Запада, силовую компоненту и финансы. Задача российских спецслужб - не дать объединить эти ресурсы в одних руках. В этом смысле кандидатуры Масхадова, Удугова и Яндарбиева идеально подходят для ее выполнения.

МАСХАДОВ. Никогда не простит Удугову и Яндарбиеву прежних унижений и того, что они втравили Чечню в новую войну. Масхадовское правительство будет резко дистанцироваться и от того и от другого, боясь потерять доверие Запада. При этом моральная и политическая поддержка Запада сделает Масхадова предателем в глазах двух других правительств.

УДУГОВ. Извечный идейный оппонент и Масхадова, и Яндарбиева. Первого считает слишком слабым, второго - слишком глупым, тщеславным и жадным. Масхадову он не простит предыдущих унижений, и вообще - Удугов считает его агентом Москвы. С Яндарбиевым возможен тактический союз, но в том случае, если из-за санкций у талибов и бен Ладена станет совсем плохо с деньгами.

ЯНДАРБИЕВ. Ненавидит и Масхадова, и Удугова, считая их обоих выскочками. Он фанатично полагает, что именно он правопреемник Дудаева и что президентскую власть у него похитили Масхадов и Удугов. Его правительство будет выступать за возрождение чистоты дудаевских идей о независимости Чечни и за "исламскую солидарность". Впрочем, в силу своей жадности (о ней в Чечне ходят легенды) Яндарбиев ни за что не станет делиться с "братьями по джихаду".

Все три центра власти по одиночке являются крайне уязвимыми и обречены на жестокую борьбу за "право первородства". В конце концов, все привлеченные ими ресурсы, если правильно выстроить информационно-пропагандистский фон, уйдут на поливание компроматом друг с друга, что окончательно дискредитирует в глазах всего мира идею чеченского сопротивления в целом и ичкерийского правительства в изгнании в частности. А значит, Масхадов, Удугов и Яндарбиев вряд ли предстанут перед российским судом - у них куда более высокое предназначение.

Игорь Галичин

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz