[СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА]

По остальным показателям вряд ли, зато по количеству органов на душу населения Россия явно в десятке самых держав. Лес рубят на бумагу — тиражи летят. То, что было газетным бумом на заре плюрализма, стало привычным развалом на каждом лотке. Министерство печати регистрирует любой орган, хоть лесбийский, хоть шулерский. Были б деньги. Будут, если будет покупатель. Стало быть, журналистика принуждена возвращать себе почетный титул второй древнейшей. Ибо ни злая цензура, ни коварное министерство не помеха. Каждый орган печати — кузнец своего успеха или провала. Рушатся газетные колоссы на глиняных ногах. Пробиваются новички. Попраны традиции, выслуги лет, былые ордена. Каждый день — битва за читателя, за рекламодателя, за право первой информационной ночи. Поэтому пресса-99 живее всех живых. В отличие от политики, пресса предлагает реальный выбор. Неограниченный диапазон. Полный спектр. А если есть спектр, нужен спектральный анализ.
Вот вам сугубо субъективная классификация прессы образца 1999.



Электронная версия журнала
создана и поддерживается
Интернет-медиа "Общество.ру"
 


Пресс - ассортимент-99

Краткая, но емкая классификация устойчивых, отмирающих и нарождающихся органов россиянской печати

Вроде Как Центральные Органы

«Центральность» эта, конечно, сугубо условная. Потому что большинство данных изданий печатается по всей России и за её пределами, в региональных типографиях. И уже они ни в коем разе не служат «рупором Центра». Наоборот. Благодаря широкой сети корпунктов и внедренности в любую глубинку эти газеты стали рычагом давления страны на Центр. Именно в этих «псевдоцентральных» изданиях родился новый закон: «писать так, чтобы поняли в Урюпинске». Отсюда особая подача злободневной информации: максимально разжеванно, до мякиша, обязательно в упаковке конкретной человеческой судьбы. Репортажи с кавказского фронта или из бастующих шахт опираются на свидетельства рядовых участников событий. Стиль восходит к очерковым традициям советской журналистики. Симонов, Эренбург, Хемингуэй. Но при ориентации на читателя-середняка данные органы пытаются не вовсе ожелтеть, а все ж-таки соблюсти доверительный имидж «старшего брата с Москвы».

Отмирающие Интеллигентские Органы

Издания для узкого круга пьющей городской интеллигенции, скорее гуманитарного уклада. Было у них светлое прошлое. Настоящее пугливо и сумеречно. Будущего, скорее всего, не будет. Круг читателей резко сужается по мере увядания самой интеллигенции, каковую, как кегли, повышибала когорта циничных интеллектуалов. Абстракционисты умственного труда растеряли свои позиции и деньги времен перестройки. Плюс — кризис идей «шестидесятников», которыми они питались. Всё это вынуждает шарить по другим нишам, меняться в лице, опускаться до «попсовых» тем. Публицисты с громкими «перестроечными» именами пытаются живописать казино, проблемы сотовой связи, средиземноморской гастрономии. Эта диффузия производит подчас жалкий эффект. Стиль: «смесь французского с нижегородским». Растерявши старых, но верных читателей, они вряд ли находят новых — вот главная проблема этих изданий.

Новые Русские Органы

У этих с читательской нишей проблем не было. Обслуживают конкретный класс мелкой и крупной буржуазии и примкнувших. «Хождения в народ» они совершают факультативно, по настроению. Непроницаемы для непосвященного. Пользуются особым, шифрованным языком, что приравнивает номер к членскому билету не масонской, но все-таки ложи. Например, заголовки только из одного номера газеты «Сегодня»: «Минтопэнерго и банки объединились в борьбе с денежным суррогатом». Или — драматично: «Госналогслужба возражает против налогового кодекса и участия комбанков в движении бюджетных денег». Или — новорусская элегия: «Торговать в РТС смогут лишь сертифицированные трейдеры». И ми-бемоль, и льются слезы у миллионера... Некоторые из органов этой когорты допускают в читатели и посторонних. Но в основном: конкретная пресса для конкретных людей.

Оппозиционные Органы

Задачи у оппозиционной прессы суть те же, что у бульварной: стращать. Но бульварные практикуются на «звездах». Оппозиционные — исключительно на властях. Интерес к данным изданиям прямо зависит от интереса к политике граждан Руси. Чем меньше интерес, тем большие ужасы вынуждены изобретать оппозиционеры. По пафосу органы эти уже переплюнули постановления ЦК ВКП(б) времен культа личности. Но по стилистике они подчас создают причудливые, живописные тексты. Нечто подобное писал бы Гоголь, если бы был графоманом: «Предвыборная кампания Ельцина напоминает морг, политый вареньем и медом... Поднос с мертвецом, похожий на торт, выставили на лафет и везут по России... В постромки впряглась, напрягает выпученные пупки вся тягловая сила режима. Тут и Жванецкий, вечно смеющийся, наполненный веселящим желудочным газом. И академик Лихачев, тощий мерин всех перестроек, ёкающий селезенкой в поддержку демократии. И Мигранян, роняющий под ноги сладкую слюну, из которой тут же возникают и расползаются пауки и сколопендры. И Сатаров... растрепанный, похожий на лобок ведьмы... Играет музыка — скрипки Ростроповича, балалайки Бабкиной, ударник Гребенщикова...» Нетипичный для текущей прессы словарь, вносящий некоторое разнообразие в обкатанный и дистиллированный стеб.

Бульварные Органы

«Желтизна» пошла в гору после смерти КПСС, когда лягание и покусывание коммунистов перестало приносить дивиденд. Бульварная пресса — конечно, явление паразитическое. Главная пища — интимная жизнь кумиров и знаменитостей, подсмотренная в замочную скважину. «Вуайеризм» данных изданий определил их стиль. Это сбивчивая, аффектированная, гиперболизированная речь подростка, который пересказывает сверстникам в сортире свои нехитрые подростковые переживания. Те же темы: похождения «звезд», просмотренный накануне фильмец, эротика, мистика, драка, спорт, мода. За правдивостью информации бульварная пресса никогда не гналась. Материалы некоторых номеров процентов на 90 вымышлены. А тиражи — миллионные. Почему? Читательская утомленность серьезной информацией. А то и протест против «перехмура» нашей жизни. «Желтуха» — веселая болезнь без тяжелых последствий.

Криминальные Органы

Со времен «дяди Гиляя» мало чем изменился данный жанр. Из серии вечных. Главное отличие от западного криминального чтива: у нас органы внутренних дел имеют прорву собственных органов, где могут сами во всех красках рассказывать о своих подвигах. Поэтому «Щит и меч», «Петровка, 38», «Новости разведки и контрразведки» стилистически мало чем отличаются от милицейских протоколов. Однако лучшие из криминальных изданий дают вполне объемное изображение криминальной страны. Отсюда вышли многие авторы русских детективов.

Мужеско-женские Органы и Органы Сексуальных Меньшинств

Направление рождалось под прессом прокуратуры и милицейских гонений, отчего первые эротические газеты прикрывались ширмой домостроя либо борьбы со спидом. Теперь травля ослабла, но проблемы остались: есть ли специально мужская или женская печать? Пока положительно можно ответить только за слабую половину. Тиражи и популярность изданий доказуют, что женщины готовы покупать рецепты молодости за любые деньги и в любом количестве. Мужские же издания похожи друг на друга как близнецы и меньше всего интересуют свою читательскую аудиторию — мужчин. Покупают их в основном аналогичные женщины. Постепенно теряет ореол скандала эротическая пресса, явно проигрывая видео и эротическим телевизионным каналам. Единственный вид мужской печати в неизбывном фаворе: спортивный. Выходит, спорт для русских мужей поважнее эротики.

Профориентированные Органы

Опыт западный подсказывает, что постепенно вся периодика сведется к профессиональной. Потому что конкурировать в информативности и наглядности с телевидением и Интернетом — бесполезно. А вот узкую информацию раздобыть всегда сложно. Здесь уж не до стилистических красот.

Местечковые Органы

Объем и число московских изданий подтверждает: Москва — страна в стране. Свои законы, свой словарь, своя информационная аура. Успех некоторых московских изданий в провинции — это успех московского образа жизни, о котором провинциалы (да и многие москвичи) судят по ним. Отсюда — хамские, высокомерные, хлестаковские манеры, столичное всезнайство. Эти органы размножаются, лавируя между оппозиционерством и верноподданичеством, между бульваром и официозом. Сидение на двух стульях — очень популярный и прибыльный жанр новой русской журналистики.

Рекламные Органы

Рекламная пауза. Без слов.

Матвей ТРЕГУБОВ

Сайт управляется системой uCoz