[СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА]

В июне-июле 1999 г. по заказу редакции журнала «ПЕРСОНА» службой маркетинга ИИЦ «Новый Арбат-21» было проведено маркетинговое исследование: «Что думают читатели журнала «ПЕРСОНА» о российской журналистике».


 
Графика Владимира Буркина

Электронная версия журнала
создана и поддерживается
Интернет-медиа "Общество.ру"
 


Голос с места

Места сбора информации:

— Праздник московских журналистов. 12.06.99
— Всемирный конгресс русской прессы. 21-22.06.99
— Ярмарка региональных агентств по распространению СМИ на ВВЦ. 21-22.06.99
— Библиотека иностранной литературы
— Книжный магазин «Библио-Глобус»
— Московская книжная ярмарка. 25.06.99 г.
— МГИМО, Педагогический университет, Университет потребительской кооперации
— Театр Е.Камбуровой
— Малый театр России
— Театр Ленком
— Телефонное интервьюирование комитетов по культуре г. Москвы, пресс-служб иностранных посольств

Аудитория:

— российские и зарубежные журналисты, редактора СМИ, издатели — 25%
— люди творческих специальностей, работники культуры и образования — 20%
— специалисты по экономике, финансам, юриспруденции и медицине — 15%
— студенты — 15%
— инженерно-технические работники — 10%
— предприниматели и менеджеры — 8%
— научные работники — 5%
— прочие — 2%

«КАКОЙ ТЕБЕ ГОДИК?»

Как выяснилось, наш читатель достаточно молод:
До 20 лет — 6%
От 20 до 30 — 24%
От 30 до 45 — 34%
От 45 до 55 — 22%
Старше 55 — 13%
Скажем сразу, такой возрастной расклад нам нравится. Потому что в большой степени именно на него мы ориентируемся в работе над журналом.

«ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ»

Кого только мы не встретили среди опрошенных — менеджеров и госслужащих, военных и бухгалтеров, научных работников и медиков, педагогов и предпринимателей, домохозяек и специалистов по компьютерам, студентов и юристов. Есть рабочие и безработные. Но больше всего — журналистов, редакторов, издателей. Что в общем-то объяснимо — журнал-то наш, скажем так, не самый простой.

«НЕ ВЕРЬ, НЕ ВЕРЬ ПОЭТУ, ДЕВА!»

Ответы на вопрос «Кому из современных журналистов вы верите, кому — нет?», понятное дело, интересовал нас больше всего.

Итак, больше всего доверяют:
Евгению КИСЕЛЕВУ — 20%
Светлане СОРОКИНОЙ — 11%
Владимиру ПОЗНЕРУ — 7%
Татьяне МИТКОВОЙ — 7%
Сергею ДОРЕНКО — 6%
Михаилу ЛЕОНТЬЕВУ — 5%
Владимиру ШЕНДЕРОВИЧУ — 5%
Николаю СВАНИДЗЕ — 4 %
Михаилу ОСОКИНУ — 4%
Александру МИНКИНУ — 2%
Еще были упомянуты десятки славных имен, но конкурировать с этой десяткой они не могли.

Больше всего не доверяют:
Евгению КИСЕЛЕВУ — 6%
Николаю СВАНИДЗЕ — 5%
Сергею ДОРЕНКО — 4%
Александру НЕВЗОРОВУ — 3%
Владимиру ШЕНДЕРОВИЧУ — 2 %
Татьяне МИТКОВОЙ — 1%
Михаилу ЛЕОНТЬЕВУ — 1%
Тут нельзя не отметить два обстоятельства.
Народ наш, конечно, страшно доверчив. Божье это наказание или благословение — судить не будем, не время, но что есть, то есть.
Положение Е. Киселева в сегодняшней журналистике действительно уникально — ему больше всего верят, ему же больше всего и не верят. То есть он действительно — этакий эпицентр, монументальная фигура, которую не обойдешь, не объедешь даже при большом желании.

«МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ»

Кто же конкретно не верит славным российским журналистам?
Среди посетителей увеселительных заведений — 27%
Среди студентов — 25%
Среди работников культуры, образования —22%
Среди иностранных журналистов — 17%
Среди постоянных посетителей книжных магазинов — 15%
Среди российских журналистов — 14%
Занятно, согласитесь, что меньше всего не доверяют журналистам сами журналисты. Но лучше бы, на наш взгляд, было наоборот — чтобы больше доверяла почтенная публика.

«НЕ ДОЛЖЕН Я, НЕ СМЕЮ, НЕ МОГУ»

Чье мнение должен высказывать журналист в своих материалах? Вот как разделились опрашиваемые в своих убеждениях на этот счет:
Свое собственное — 56%
Общественности — 33%
Редактора(издателя) — 16%
Власти — 3%
Ну не любят у нас власть! Что тут поделаешь? Ответы для власти были бы еще более неприятными, если бы не иностранцы. Именно их больше половины среди тех, кто считает, что журналист должен доносить точку зрения власти. А мы-то думали, это они — демократы... При этом нашим российским собеседникам особенно не нравилось то обстоятельство, что пресса у нас ангажирована, что создается впечатление — информацией «кто-то правит». Да уж, нам волю подавай без конца и без края.

«ПУСКАЙ ПОЭТ
С КАДИЛЬНИЦЕЙ НАЕМНОЙ...»

В эпоху информационных войн, конечно, любопытно знать, ощущает ли это сама публика. Отсюда вопрос: «Что такое сегодня средства массовой информации?» И вот ответы:
Инструмент
воздействия на сознание — 61%
Средство информации — 43%
Способ самовыражения журналиста — 15%
Нет, сегодня никого не обмануть. Кому и чему служат слова и мысли журналиста, читатель чувствует точно. Так что стратегам информационных войн хорошо бы понять — еще немного, и им перестанут доверять совсем. Не доводите до греха.

«УВИЖУ ЛЬ, О ДРУЗЬЯ!»

Ради чего сегодня включают телевизор, что хотят увидеть?

НТВ — 52%
ОРТ — 28%
РТР — 18%
ТВ-6 — 15%
ТВ-Центр — 6%
Культура — 3%

Тут ничего неожиданного, согласитесь.
Другое дело — краткий рейтинг передач.
Итак, самые популярные:

НТВ
Сегодня — 14%
Итоги — 12%
Куклы — 3%
Про это — 2%
Дог-шоу — 1%

ОРТ
Новости, Время — 15%
Поле чудес — 3%
Доброе утро — 2%
Угадай мелодию — 2%
Сериалы — 1%

РТР
Вести — 12%
Моя семья — 2%
Сам себе режиссер — 1%

Вот и получается, что телевизор мы включаем ради новостей, информации. В основном. Все остальное — гарнир, приправа. Отключи ТВ от информации — никакие сериалы не спасут.

«КАК! ЖИВ ЕЩЕ КУРИЛКА ЖУРНАЛИСТ?»

Не верите, так убедитесь сами. У нас все еще читают. Да как!
Газеты — 83%
Журналы — 79%
Книги — 54%
Словом, человек читающий еще не вымер окончательно, и, судя по всему, не скоро такое может произойти. Получается — есть ради чего работать. Что радует, можем признаться честно.

«ЧИТАТЕЛЬ ДОРОГОЙ!»

Мы все мним себя страной читающей, страной книжной и потому обязательно должны были поинтересоваться: а про что книжки читаем?
Исторические — 16%
Классика — 12%
Мемуары — 7%
Научно-популярные — 5%
Детективы — 5%
Фантастика — 2%
Любовные романы — 1,6%
Серия ЖЗЛ — 1,6%
Менеджмент — 1,5%
Политика — 1,5%
А что, вкус есть определенно!

Кстати, средний возраст читателей:
журналов — 32 года
газет — 38
книг — 48

«ДОСТАЕТ ТОВАР КУПЕЦ!»

Ну, разумеется, нельзя было обойтись без вопроса о рекламе, этом наваждении нового времени, самодовольно подчиняющем себе телевизионное и печатное пространство.
Не верят рекламе — 7%
Не обращают внимания на рекламу — 15%
Замечают только эстетическую сторону рекламы — 22%
Все верно — мы народ не меркантильный, не коммерческий, а эстетический и самоуглубленный. На сем и стоим. Как можем.

Всего было опрошено 350 респондентов, в обработку поступило 260 анкет.
Аналитическое исследование подготовлено:

Елена Герчикова — руководитель проекта;
Жукова Татьяна, Синель Александр, Иванова Мария, Дмитриев Антон, Соцков Максим.

Сайт управляется системой uCoz