Долгожданное похолодание, пришедшее в Москву после одуряющей летней жары, в районе Охотного ряда, в доме номер 1, этой осенью вряд ли будет ощущаться: слишком жаркие деньки предстоят обитателям Государственной Думы, на которых правительство, как и обещало, 25 августа "спустило" свой вариант проекта федерального бюджета на 2000 год. В конце сентября думцы, по словам Геннадия Селезнева, должны все-таки приступить к рассмотрению финансового документа, по которому наша страна будет жить в будущем году. Итак, что проект бюджета готовит нам, тем, кого принято называть "простыми россиянами"? Доходная часть бюджета оценивается в 745,1 млрд. рублей, расходы - в 803 млрд., дефицит бюджета соответственно определен в 57,9 млрд. Правда, в проект закладывается и первичный профицит (то есть превышение доходов над расходами без учета платежей по внешним долгам), который составит 3,2 процента к ВВП. Если сравнить параметры бюджета-2000 с их аналогами в этом году с поправкой на инфляцию, то картина складывается явно в пользу 2000 года. Так, доходы бюджета-99 составляют 473,7 млрд. рублей, расходы - 575 млрд., а дефицит - 101,3 млрд. Таким образом, правительство планирует уменьшить в следующем году бюджетный дефицит сразу на 43,5 млрд. рублей.

Но это сухие цифры. За ними, как это происходит из года в год, стоят интересы различных групп лоббистов, как финансового, так и промышленного "происхождения", что, естественно, обуславливает жесткий накал страстей во время утверждения проекта бюджета. Немалый вклад в эту "копилку" внесет и так называемое "региональное" лобби, которое будет отстаивать интересы того или иного региона при распределении финансовых средств бюджета по региональным направлениям. Нужно заметить, что процентное соотношение средств бюджета, предназначенных для нужд федерального центра и регионов, оставляет субъектам федерации желать лучшего. До сих пор точно неизвестно, в какой пропорции они будут распределяться. По версии министра финансов РФ Михаила Касьянова, это распределение будет 50 на 50 процентов. Однако другие источники, с которыми удалось побеседовать вашему корреспонденту, называют несколько иные цифры. Так, первый заместитель Касьянова Алексей Кудрин, отвечающий в том числе и за разработку бюджетной стратегии, признался, что существуют и другие варианты - 53-54 процента на 47-46 процентов и, что представляется наиболее вероятным, 50,5 на 49,5 процента "в пользу" центра. Как известно, увеличение доходов бюджета в будущем году правительство планирует во многом за счет повышения пошлин, в том числе на экспорт сырой нефти, мазута и бензина. По оценке Минфина России в лице заместителя министра Михаила Моторина, суммарное увеличение всех пошлин даст дополнительно в бюджет порядка 80 млрд. рублей. Однако регионам вряд ли стоит слишком рассчитывать на увеличение выделяемых им денег. По словам Кудрина, данные средства будут зачисляться только на обеспечение нужд федерального центра. Так что регионам, которые, кстати, наравне с центром страдают от повышения цен на бензин и которые почувствуют на себе введение новых пошлин на нефть, плодами этих мер вряд ли удастся "насладиться".

Общий объем расходов бюджета по статье "финансовая помощь бюджетам других уровней" в проекте основного финансового документа на 2000 год составляет 66,4 млрд. рублей. Из них 52,3 млрд. приходится на Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов России, еще 6,6 млрд. - это дотации и субвенции бюджетам закрытых административно-территориальных образований. Отдельной строкой записаны 300 млн. рублей в качестве дотации городу-курорту Сочи и 20 млн. - на федеральную целевую программу господдержки развития муниципальных образований. Учитывая, что в России 89 субъектов, простой арифметический подсчет показывает, что каждый из них может реально претендовать примерно на 700 млн. рублей в качестве субвенций и дотаций. Естественно, распределение средств не будет таким равномерным: кому-то достанется больше, кому-то меньше. Учитывая, что 2000 год - год выборов президента, совершенно очевидно, что "политический момент" при распределении этих средств сыграет роль даже большую, чем фактор экономической целесообразности. Деньги будут выделяться, скорее всего, тем регионам, лидеры которых проявляют либо абсолютную верность Кремлю, либо имеют значительный политический вес (как красноярский губернатор Александр Лебедь). Дотации, таким образом, превратятся в козырную карту, не разыграть которую было бы со стороны власти просто расточительством.

Пополнение казны в регионах становится еще более проблематичным, если учитывать отданное несколько дней назад премьер-министром Владимиром Путиным поручение Минфину провести встречи с губернаторами с целью повысить требовательность в выплате долгов по зарплатам бюджетникам. В частности, предполагается, что в регионах до 40 процентов доходов пойдут на погашение задолженности по зарплате. Сейчас ее размер составляет 8,3 млрд. руб. Поручение, конечно, нужное и своевременное, только его реализация вполне может опустошить региональные бюджеты, что может привести, в свою очередь, к еще более плачевным последствиям. Без помощи федерального центра субъектам в этом деле явно не обойтись. Сколько бы высокопоставленные российские политики ни называли бюджет-2000 "реальным", более реалистичным он от этого не станет. Сомнения в возможности его утверждения в нынешнем виде выражают многие фракции Госдумы. Так, председатель думского бюджетного комитета Александр Жуков заявил, что если проект бюджета будет внесен в нынешнем виде, его рассмотрение пойдет в парламенте очень тяжело. По его мнению, нынешним составом Думы, который завершает работу в декабре, проект "может быть отклонен". Среди наиболее спорных вопросов, которые волнуют практически всех депутатов, он назвал - наряду с сокращением финансирования сельского хозяйства и "социалки" - как раз распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами. По мнению лидера депутатской группы "Российские регионы" Олега Морозова, шансы на утверждение бюджета до конца года весьма невелики. "У думцев на рассмотрение бюджета слишком мало времени, - считает он, - а перед парламентскими выборами многие депутаты будут руководствоваться сугубо предвыборными соображениями".

Волжская Коммуна (Самара)
24.09.1999
"БЮДЖЕТ ГРЯДУЩИЙ - ЧТО ОН НАМ ГОТОВИТ?"
Д.Знаменский

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz