Министерство топлива и энергетики готовит маленькую революцию - оно хочет пересмотреть квоты разработки месторождений на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Кроме того, правительство может существенно упростить саму процедуру их утверждения. Закон об СРП был принят еще в 1995 году. Однако его выполнение осложнено постоянным противоборством со стороны депутатов. Народные избранники долгое время не принимали поправки к закону, без которых он не имел практической ценности для инвесторов. Прикрываясь лозунгом о "приватизации недр", депутаты на самом деле продолжали выкачивать деньги из нефтяного лобби. Правительству Евгения Примакова удалось воспользоваться своей популярностью у думского большинства и провести через Думу поправки к закону. Летом 1999 года на Сахалине в торжественной обстановке была добыта первая нефть на условиях СРП. Утверждение соглашений российского правительства с инвесторами по проектам СРП всегда проходило со скрипом. Сегодня Минтопэнерго собирается вновь поменять правила игры. Оказалось, что 30-процентная квота разведанных запасов, выделенная решением депутатов для проектов СРП, уже исчерпана. Напомним, что Минтопэнерго настаивало в свое время на выделении 50% российских запасов для осуществления инвестиционных проектов по закону об СРП. Дума, в свою очередь, предлагала выделить на эти цели лишь 10%. В конце концов остановились на "золотой середине". Теперь Минтопэнерго 30% показалось мало.

Дело в том, что только на бумаге цифры выделенных ресурсов кажутся фантастическими. На самом деле 30-процентной квоты едва хватает на пару-тройку серьезных инвестиционных проектов. Более того, учитывая сегодняшнюю конъюнктуру сырьевого рынка и направленность деятельности нефтяных компаний, можно предположить, что на многих месторождениях еще далеко не все разведано. Если при дополнительных работах вскроются новые запасы, то инвесторы столкнутся с серьезными юридическими препятствиями. Минтопэнерго, похоже, не собирается вступать в серьезную борьбу с Думой за увеличение квоты. Вместо этого предлагается "подчистить" уже существующую. Многие из разведанных месторождений ввиду невысокой рентабельности и трудностей по извлечению запасов могут и не привлечь инвесторов, как надеется российская сторона. Ярким примером тому может служить Самотлорское месторождение, где нефть скрывается под водяным слоем. В то же время, один только Самотлор "съедает" около 6% выделенной под СРП квоты. По замыслу Минтопэнерго, необходимо выделить "старые" нефтяные месторождения с высоким объемом непродуктивных запасов в отдельную категорию. Таким образом освободится место для более перспективных проектов. При этом полностью выводить из-под действия закона об СРП эти месторождения никто не собирается - для них будут оговорены особые условия. Если замысел найдет поддержку среди депутатов, то это существенно раздвинет границы деятельности иностранных инвесторов.

Есть и еще одна инициатива Минтопэнерго, направленная на развитие регионов. Предлагается вывести небольшие месторождения (объемом менее 25 млн тонн) из-под опеки Думы. Принимать решения по их вхождению в соглашение о разделе продукции в этом случае смогут региональные власти и отраслевые министерства. Региональным властям эта идея должна понравиться - ее реализация будет означать приток прямых инвестиций непосредственно в регион. Для инвесторов эта схема значительно упростит принятие решения и согласование проекта, избавив от необходимости постоянно заботиться о материальном благополучии думских депутатов. А вот Дума вряд ли согласится упустить экономическую сферу, в которой она реально контролирует положение.

ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
21.09.1999
"Прикосновение к депутатам части полномочий"
Наталья НЕЙМЫШЕВА, Владимир ЦЫПИН

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz