Департамент политического мониторинга Фонда "Реформа"
13.09.1999

ПУТИН: РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО?

На минувшей неделе "проблема В. Путина" - действительно ли его стоит рассматривать как окончательный выбор президентской команды, с которым она пойдет на выборы в 2000 г., или же это такая же проходная фигура, как и С. Степашин, - продолжала оставаться без однозначного решения. С одной стороны, мнение о том, что Кремль, видимо, принял решение остановиться на В. Путине, более или менее опиралось на то, что вокруг Путина явно началась "политическая работа", "раскрутка" на участие в президентских выборах, санкцию на что дал президент. В частности, в Кремле широко обсуждался план создания штаба во главе с Волошиным по избранию президента Путина. После очередных неудач Волошина стала разрабатываться версия о приходе в Администрацию А. Чубайса, имеющего опыт руководства таким штабом. С приходом Чубайса связывали также и укрепление исполнительской вертикали в Администрации, и создание "сильной связки" (с В. Путиным) двух жестких руководителей. Однако Чубайс мог бы прийти в Администрацию лишь со своей командой, которая отнюдь не горит желанием покидать теплые места в РАО ЕЭС. К тому же и сам Чубайс не хочет, скорее всего, потерять свой бизнес, сохранение которого ему вполне могут гарантировать, придя к власти, Ю. Лужков и Е. Примаков в том случае, если А. Чубайс не будет активно вмешиваться в политику.

Помимо кандидатуры Чубайса, обсуждается также фигура И. Шабдурасулова, назначенного на минувшей неделе первым заместителем Волошина. В том случае, если бы бывший гендиректор ОРТ стал во главе Администрации, ее работа приобрела бы, скорее всего, более направленный "имиджмейкерский" характер. Хотя Шабдурасулов не кандидат в жесткие администраторы, однако он вполне подходит на роль руководителя Администрации как PR-структуры. В то же время многие сомневаются в том, что Б. Ельцин готов расстаться с А. Волошиным, который достаточно жестко защищает президентские интересы, не останавливаясь перед тем, что он нажил себе могущественных врагов. В то же время Волошин, по мнению экспертов, уже выполнил свои функции, главной из которых была его роль в конфликте с Примаковым (мобилизация сил по отстранению Примакова с поста премьера). На нынешнем этапе требуется превращение Администрации в определенный политический институт, обладающий ясными и четкими политическими функциями для принятия и реализации стратегических решений. Между тем на такую роль инициаторов реальных политических действий нужны политические "тяжеловесы", а анонимные политики типа Волошина и Шабдурасулова для этого уже непригодны.

Поскольку судьба Администрации до последнего времени оставалась неопределенной, В. Путин начал (явно с одобрения Кремля) отстраивать свои собственные предвыборные структуры. Так, недавно была начата соответствующая реорганизация аппарата правительства. Первым заместителем руководителя аппарата назначен А. Виноградов, бывший председатель правления РИА "Новости", один из совладельцев Фонда эффективной политики, близкий как к М. Лесину, так и к Г. Павловскому и его кругу. Судя по всему, это назначение было полностью проведено из Кремля. Назначение Виноградова - это очень важный симптом того, что аппарат правительства готовится к политической работе и разворачивается на участие в президентских выборах. Еще один важный момент состоит в том, что В. Путин подрядил уже имиджмейкерскую фирму, которая должна готовить его к выборам. Тем не менее наблюдатели отмечают, что, несмотря на предпринимаемые меры по "раскрутке" В. Путина, его президентский рейтинг за месяц практически не вырос и остался на крайнем минимальном уровне (2 %). Это, по-видимому, говорит о неготовности В. Путина сыграть роль полноценного преемника Б. Ельцина, победив на выборах.

Одним из важных шагов в утверждении Путина "преемником" должно было стать формирование "под ним" однородного правительства - в этой связи в течение двух последних недель ходил прогноз о том, что в ближайшее время должны были отправиться в отставку первый вице-премьера Н. Аксененко и глава Минтопэнерго В. Калюжный, ставленники группы Березовского - Абрамовича. Тем не менее в последнее время ситауция вокруг Путина начала меняться к худшему. На минувшей неделе перед В. Путиным возникла и серьезная дилемма. С одной стороны, президент поставил перед премьером задачу резко усилить социальную составляющую политики правительства, считая, что для Путина крайне важно войти во власть прежде всего с помощью сильной социальной политики (к тому же сильная социальная политика нужна Кремлю и на тот случай, если придется откладывать выборы). Для реализации этой установки премьер начал давление на нефтяные компании. Заодно резко ухудшились отношения премьера с группой Березовского - Абрамовича, лоббирующей в Кремле и в правительстве интересы "нефтянки". Однако, с другой стороны, нефтяники предприняли шаги в духе шантажа. Так, на недавнем неофициальном совещании руководителей крупнейших нефтяных компаний было объявлено, что нефтяники хотят направить свои финансовые средства на поддержку блока "Отечество - Вся Россия".

Этот демарш явился для Кремля и Белого дома неожиданностью. Уход нефтя-ных компаний "под Лужкова" стал бы серьезным ударом лич-но по Путину. После двух недель ожесточенной борьбы Бе-лого дома с нефтяными лоббис-тами вокруг экспортных пошлин на нефть премьеру временно пришлось отступить. На состоявшейся на минувшей неделе встрече премьер-министра В. Путина с главами круп-нейших нефтяных компаний, поддерживающих Ю. Лужкова ("ЛУКойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз"), а также ГНК "Роснефть", премьер в жесткой форме высказался про-тив инициатив Министерства финансов о повышении пош-лин на вывоз нефти. В. Христенко было указано "не заниматься самоде-ятельностью и перестать выда-вать идеи Минфина за решения правительства". Одновременно В. Путин потребовал от нефтяников отказа от политических игр и финансирования тех или иных партий. В итоге этой встречи под воп-рос была поставлена целесооб-разность какого бы то ни было повышения пошлин. В подобной ситуации само будущее правительства Путина чуть было не оказалось под вопросом. Так, появились слухи о том, что в отставку решила подать вице-премьер по социальным вопросам В. Матвиенко. Кроме того, ясно, что будут сорваны и планы по решению проблемы долгов бюджетникам и по повышению зарплат и пенсий.

В.Путин, решая эту задачу, пошел по компромиссному пути. В частности, он уступил "ЛУКойлу" по вопросу приобретения ОАО НК "КомиТЭК". В результате чего "ЛУКойл" стал единственным нефтяным монополистом на европейском севере России, а государство решило выставить на продажу крупную часть блокирующего пакета акций "ЛУКойла", что равнозначно тому, что эта компания окончательно переходит под полный контроль В. Алекперова. Определенные уступки получил и "Сургутнефтегаз". Таким образом, единый фронт нефтяников был сломлен, что, в свою очередь, позволило правительству сравнительно безболезненно для себя поднять экспортную пошлину до 7,5 евро за тонну вывозимой нефти, что можно рассматривать как залог решения правительством основных социальных проблем.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz