Сегодня
10.09.1999
ГЕОРГИЙ ОСИПОВ
"Кремль запасается большой дубиной"

КРЕМЛЬ собирается вернуть налоговой полиции России уникальные полномочия, которых ее с этого года лишила первая часть Налогового кодекса (НК). Для этого Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) и администрация президента подготовили соответствующий законопроект о поправках к НК. Он уже в Думе, и если его одобрят депутаты, то полиция будет вновь наделена функциями налогового органа. То есть полицейские смогут проверять любую организацию без каких-либо к тому криминальных оснований. Они станут дублировать структуры Министерства по налогам и сборам (МНС). По сведениям "Сегодня", администрация президента усиленно лоббирует прохождение законопроекта, не дожидаясь его обсуждения в правительстве и официального внесения в парламент. Как сообщают "Сегодня" источники, этим занимается, в том числе, представитель президента в Госдуме Александр Котенков. Все это говорит о том, сколь много значит для Кремля документ о правах полиции, которая, кстати, подведомственна именно президенту. По мнению депутата Андрея Макарова, таким образом в руки государства попадает "дубина, и этот инструмент, безусловно, будет использован в предвыборной кампании". В ФСНП считают иначе: мол, просто давно пора разрешить имеющуюся правовую коллизию, и к политике это отношения не имеет. Что же на самом деле?

Среди авторов законопроекта о поправках в Налоговый кодекс (НК), которые и наделяют полицию вызывающими спор полномочиями, назывался руководитель фракции НДР Владимир Рыжков. "Я не готовил поправки, - ответил он "Сегодня". - Действительно, к нам во фракцию обратились руководители налоговой полиции, чтобы мы поддержали данный законопроект. Я дал поручение депутату Владимиру Тарачеву, чтобы он его изучил и подготовил позицию фракции". На вопрос о том, следует ли создавать некий клон налоговых органов, Рыжков ответил отрицательно. В ФСНП уверяют, что законопроект вскоре будет вынесен на заседание правительства. "У нас нет задачи просто проводить плановые проверки, - говорит замначальника управления ФСНП Геннадий Торохов, - но мы должны иметь возможность реализовывать оперативные материалы и для того проверять налогоплательщиков. Мы не собираемся никому выкручивать руки. Но передавать оперативную информацию куда-либо опасаемся - за ней ведь стоят живые люди, мы не можем их ставить под удар. А прокуратура имеет право проверять нас, никто не уходит из-под контроля".

Вряд ли здесь уместна, комментируют независимые эксперты, ссылка на заботу о людях - никто же не требует у полиции раскрывать своих осведомителей. Впрочем, формально полицейские объясняют необходимость поправок тем, что заработавший с 1 января этого года НК, с одной стороны, подробно описывает права полиции и не предоставляет ей полномочий налоговой службы. Но та же 36-я статье гласит, что полиция пользуется всеми теми правами, которые предусмотрены другими федеральными законами. А закон о ФСНП искомыми полномочиями полицию наделяет, и его никто не отменял. Правда, это противоречие можно бы разрешить и ровно наоборот, четко прописав в НК и в других законах, что полиция может заниматься только полицейскими делами. Это, кстати, летом предлагал Андрей Макаров - определить полиции только те полномочия, которые необходимы в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности. Его не поддержали, поправку провалили. Любопытно, что, заняв пост руководителя ФСНП, Вячеслав Солтаганов сразу заявил, что полиция будет заниматься только исключительно уголовными проявлениями в налоговой сфере и не станет подменять налоговые органы. Но уже летом правительство вдруг вносит в Думу подготовленные его службой поправки к НК, которые не прошли с ходу. Теперь делается вторая попытка, у которой есть большие шансы на успех.

"И это большая ошибка, - говорит известный юрист, сотрудник Института государства и права Сергей Пепеляев. - Это расширяет сферу влияния полицейских. Ведь для возбуждения уголовных дел можно отыскать не так уж и много оснований, потому что в основном нарушения допускаются из-за разночтения законов, а не по злому умыслу. А вот как у проверяющих у полицейских куда больше возможностей влиять на налогоплательщика, чем у налоговых инспекторов. Часто бывает: читаешь акт проверки - ясно, что все там натянуто. Говоришь полицейскому: "Обращаемся в суд". "А мы возбудим уголовное дело", - отвечает. "Так нет же оснований!" - "А вот возбудим и начнем вызывать на допросы, возьмем подписку о невыезде, пока суд да дело, пока докажете...", - грозят. Стремление полиции получить новые полномочия понять можно, одобрить - нет. Да есть же уже статья 109-я Уголовного кодекса, регулирующая действия на стадии дознания. Пользуйтесь на здоровье! Не хотят. Хотят миновать процессуальные законы, а это опасно, потому что это - права и свободы граждан". Если налоговая полиция получит требуемые полномочия, то будет создан небывалый в цивилизованном мире прецедент. Спецподразделения, аналогичные нашей полиции, существуют во всех странах. Но, как правило, они создаются внутри налоговых органов - как, например, в США. В Италии, правда, есть финансовая гвардия, но она действует только по криминальным направлениям. И так даже сотрудники американского Федерального бюро расследований, будучи у нас, удивлялись и завидовали полномочиям налоговой полиции. Сегодня и с налоговой инспекцией часто трудно спорить рядовому налогоплательщику. А с ее вооруженным клоном, когда он придет и, ссылаясь на некую закрытую оперативную информацию, начнет вас проверять по подписанному его же начальником предписанию, это будет сделать еще в сто раз труднее.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz