ИТАР-ТАСС - ПЛАНЕТА
28.10.1999

На конференции по вопросам делового сотрудничества с Азербайджаном

Вашингтон, 27 октября. /Корр.ИТАР-ТАСС Иван Лебедев/.

Политические проблемы в отношениях между Россией и Азербайджаном негативно сказываются на развитии их экономических связей, которые в последние годы, к сожалению, "идут по убывающей". Об этом заявил в интервью корр.ИТАР-ТАСС находящийся с визитом в США министр торговли Азербайджана Фархад Алиев. Он принимает участие в международной конференции по вопросам делового сотрудничества Азербайджаном, открывшейся в понедельник в Вашингтоне.

"После распада Советского Союза Россия стояла на первом месте среди торговых партнеров Азербайджана", - отметил министр, - но тех пор уступила свои позиции другим и сейчас входит лишь "в первую десятку". Если пять лет назад на долю России приходилось 32 проц всей азербайджанской торговли, то сегодня только 14 проц. Торговый оборот между двумя странами за первые восемь месяцев этого года составил 1 млрд 683 млн долларов. Верхнюю строку в списке торговых партнеров республики в настоящее время занимает Турция, на которую приходится 21 проц всех импортно-экспортных операций Азербайджана.

Фархад Алиев отметил, что на состояние российско-азербайджанских деловых контактов отрицательно повлияли, в первую очередь, конфликт вокруг Нагорного Карабаха, ситуация на Северном Кавказе. Экономика и политика взаимосвязаны, подчеркнул он. Еще одним фактором, вызвавшим снижение объема торговли между двумя соседними республиками, стала переориентация российских компаний на закупку продовольственных товаров в европейских странах. Там они более качественные, но и более дорогие по сравнению с азербайджанскими.

Продукция пищевой и ликероводочной промышленности, а также сельского хозяйства традиционно была одной из основных статей азербайджанского экспорта в Россию, напомнил министр. Наряду с оборудованием для нефтяного сектора и товарами химической индустрии она и сегодня могла бы пользоваться более широким спросом на российском рынке. В свою очередь, Азербайджан заинтересован в поставках из РФ изделий энергетического машиностроения, компрессоров, бурового оборудования, а также технологий для пищевой и нефтяной отраслей.

Россия и Азербайджан являются "близкими соседями" и "имеют много точек соприкосновения", - подчеркнул Фархад Алиев. "Мы заинтересованы в развитии двусторонних торговых отношений и будем стараться вывести их на более высокий уровень", - сказал глава минторга Азербайджана.

Агентство по торговле и развитию /АТР/ США приняло решение предоставить субсидию в размере 425 тыс долларов на проведение исследований в области газовой промышленности в Азербайджане. Об этом сообщил, выступая на конференции, специальный советник президента и госсекретаря США по вопросам энергетики Каспия Джон Вулф.

По словам Вулфа, средства будут использованы для изучения внутренних потребностей Азербайджана в природном газе, а также возможностей экспортных поставок этого вида топлива по транскаспийскому трубопроводу, который пройдет из Туркменистана Турцию. Соглашение о предоставлении субсидии будет подписано сегодня между АТР и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики /ГНКАР/. С азербайджанской стороны подпись под документом поставит президент ГНКАР Натик Алиев, принимающий участие в вашингтонском форуме. Исследование будет проводить американская энергетическая компания "Энрон".

В январе нынешнего года она представила Технико-экономическое обоснование проекта строительства транскаспийского газопровода, которое оценивается примерно в 2,5 млрд долларов. Средства на подготовку ТЭО в размере 1,3 млн долларов также выделило АТР, которое оказывает поддержку американскому бизнесу за рубежом. Оператором проекта стала американская компания Пи-Эс-Джи, созданная корпорациями "Дженерал электрик" и "Бектел". Сейчас консорциум, в который также вошла англо-голландская "Ройял датч-Шелл", ведет переговоры с другими фирмами о финансировании этого проекта.

Выступая на конференции по Азербайджану, президент Пи-Эс-Джи Эвард Смит заявил, что рассчитывает на завершение строительства 2002 году. Он признал, что главная проблема заключается в "соблюдении баланса интересов" всех заинтересованных стран, по территории которых пройдет газопровод, - Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Турции, но не исключил, что уже на саммите ОБСЕ в Стамбуле между ними может быть подписано соответствующее соглашение. При этом Смит не скрывал, что считает своими конкурентами российскую компанию "Газпром" и итальянскую ЭНИ, которые осуществляют проект "Голубой поток", предусматривающий поставки российского газа в Турцию по дну Черного моря.

Администрация США в последние месяцы также активно лоббирует в пользу транскаспийского трубопровода, надеясь ограничить экономическое влияние России в регионе и создать условия для выгодного вложения средств американскими фирмами. Между правительствами РФ и Турции уже подписано соглашение о поставках российского газа, однако в своей речи на вашингтонском форуме Вулф заявил, что, по его мнению, в будущем турецкий рынок сможет потреблять газ "только из одного основного трубопровода", явно имея в виду транскаспийский. При этом советник президента и госсекретаря упомянул некие "недружественные" высказывания в отношении этого проекта, якобы исходящие из Москвы.

Российское правительство уже выражало серьезную обеспокоенность в связи с подобными заявлениями. В конце августа МИД РФ отмечал, что ряд официальных представителей США "упорно, нарастающей активностью пытаются использовать политические и иные рычаги давления в целях дискредитации и недопущения реализации российско-турецкого проекта газопровода "Голубой поток". В заявлении внешнеполитического ведомства выражалась надежда на то, что "наши партнеры будут воздерживаться от использования подобных недобросовестных приемов в конкурентной борьбе, которые противоречат общепризнанным принципам свободной торговли, этике ведения деловых связей, характеру российско-американских отношений".

Правительства Азербайджана и Турции планируют подписать на саммите ОБСЕ в Стамбуле 18 ноября "пакет" соглашений о строительстве нефтепровода Баку-Джейхан. Об этом сообщил президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики /ГНКАР/ Натик Алиев. Он выступил на проходящей в Вашингтоне Международной конференции по вопросам экономического сотрудничества с Азербайджаном.

Беседуя позже с корр.ИТАР-ТАСС, Натик Алиев уточнил, что речь идет о четырех соглашениях, которые не будут напрямую затрагивать финансирование проекта, оцениваемого в 2,4 млрд долларов. По его словам, они лишь "создадут основу" для привлечения инвестиций на сооружение нефтепровода из района Каспия до турецкого порта на Средиземном море. Документы будут, в частности, касаться общей стоимости строительства, фиксированных тарифов за транспортировку нефти и гарантий Анкары на покрытие сверхнормативных расходов.

"Мы создаем компанию по строительству трубопровода, которая будет искать источники финансирования",- отметил президент ГНКАР. Удастся ли это сделать, будет во многом зависеть от предоставления гарантий инвестиций какой-либо третьей стороной. В этих целях Азербайджан и Турция продолжают консультации со Всемирным банком, американской Корпорацией по частным капиталовложениям за границей и Экспортно-импортным банком США. Они поддерживают проект, считая, что он имеет важное стратегическое значение и может быть рентабельным, отметил Натик Алиев.

Отвечая на вопрос об "увязке" уровня добычи нефти на Каспии сооружением магистрали Баку-Джейхан, он сообщил, что проектная мощность трубопровода должна быть "не менее 50 млн тонн в год". настоящее время Азербайджанская международная операционная компания /АМОК/, в которую входят "Бритиш петролеум-Амоко", ряд американских корпораций, а также ГНКАР и российская "ЛУКойл", добывает с платформы "Чираг-1" 5,4 млн тонн. В ближайшие дни будет утверждена "первая фаза полномасштабной разработки месторождений Азери, Чираг и Гюнешли". Баку надеется, что в совокупности с добычей нефти с других месторождений это позволит выйти на более высокий уровень производства, который потребует сооружения нового экспортного трубопровода.

В настоящее время АМОК поставляет свою нефть по маршруту до грузинского порта Супса, и его пропускная способность может быть увеличена. Однако Натик Алиев полагает, что таким образом проблему не решить. Эта нефть попадает в Черноморский регион, что вызывает возражения Турции, настаивающей на необходимости ослабить транспортную нагрузку на Босфор, сказал президент ГНКАР. По его словам, поставки "большой нефти" должен обеспечивать экспортный трубопровод до Джейхана.

На переговорах о реализации этого проекта, которые продолжаются уже не первый год, неделю назад произошел серьезный сдвиг. После долгих колебаний о его принципиальной поддержке объявила "БП-Амоко". Это произошло после того, как правительство Турции пошло на серьезные уступки по вопросам о налогах, тарифах и гарантиях капиталовложений. В то же время независимые эксперты, с которыми корр.ИТАР-ТАСС беседовал в кулуарах вашингтонского форума, отмечают, что консультации о привлечении средств западных нефтяных компаний на сооружение магистрали могут завершиться еще не скоро. Их исход во многом будет зависеть от темпов добычи нефти и наличия запасов углеводородного сырья на нескольких других месторождениях в азербайджанском секторе Каспия.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz