Независимая газета
20.10.1999
Виктор Соколов

АВСТРИЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Правый экстремист Йорг Хайдер вполне может стать вице-канцлером и министром иностранных дел Альпийской республики

СООБЩЕНИЯ о ситуации, складывающейся в Австрии после прошедших недавно парламентских выборов, поступают достаточно вяло. Складывается впечатление, что фактическая победа Австрийской партии свободы (АПС) Йорга Хайдера, которая в результате голосования получила признание чуть ли не трети избирателей и ранг второй по значимости политической силы в стране, не очень сильно встревожила европейскую и мировую общественность. А ведь эту партию за многие необдуманные высказывания ее лидера называют не просто праворадикальной и националистической, но даже неонацистской.

Справедливости ради необходимо, правда, сказать, что Израиль пригрозил порвать с Австрией дипломатические отношения в случае, если АПС войдет в правительство. Там не забыли наскоки Хайдера на мировой сионизм. В США тоже крайне негативно отреагировали на его возможное вхождение в федеральную исполнительную власть. Здесь постаралось еврейское лобби, припомнившее ультраправому австрияку его оголтелый антисемитизм. Социал-демократы Германии на фоне своих поражений в пяти землях схватились за голову. Правда, их, по всей видимости, напугал не столько успех Хайдера, сколько прогрессирующая от выборов к выборам потеря голосов австрийскими социал-демократами (СПА). Сегодня коллеги австрийцев из СДПГ усмотрели в этом новую опасную тенденцию - начало утраты популярности социал-демократии в общеевропейском смысле. Хотя Герхарду Шредеру австрийский расклад в определенном смысле на руку: можно частично списать последствия от своих собственных ошибок на общеевропейские причины. А вот депутат римского парламента Алессандра Муссолини - внучка экс-диктатора - назвала успех Хайдера и его партии "сигналом свободы". Она призвала другие страны Европы повернуть вправо и отправить беспомощные левые правительства на отдых. Немаловажно, что Алессандра является депутатом от Национального альянса, образованного в начале 90-х годов на основе неофашистской партии.

Теперь президент Австрии Томас Клестиль должен дать поручение сформировать правительство одной из трех партий, набравших наибольшее количество голосов избирателей. Обычно такое поручение получает партия, занявшая в результате голосования первое место. В данном случае речь идет о социал-демократах во главе с нынешним канцлером Виктором Климой. Президент провел ряд консультаций со всеми политическими силами, получившими право быть в парламенте, но поручения пока никому не дал. Информационные агентства и обозреватели называют сложившуюся в Австрии ситуацию патовой. Социал-демократы ни в коем случае не хотят коалиции с партией Хайдера и желали бы повторить партнерство с "народниками" (НПА), которых возглавляет вице-канцлер и министр иностранных дел Вольфганг Шюссель. Последние, разочарованные сотрудничеством с СПА, которое продолжалось в течение 13 лет, твердо заявили об уходе в оппозицию, и пока ни канцлер, ни президент уговорить их пересмотреть это решение не смогли. Вопрос о коалиции "народников" с АПС Йорга Хайдера пока остается открытым. Исключать этого союза нельзя, однако состояться ему мешают очень многие причины. Главная из них - одиозность самой партии и ее лидера, что в случае прихода свободных радикалов во власть может подорвать престиж Австрии за рубежом. "Зеленые", примкнув к правительственной партии или оставаясь в оппозиции, в силу полученного ими незначительного количества мест в парламенте не смогут принципиально изменить ситуацию.

Виктор Клима и Йорг Хайдер заявили о своей готовности возглавить коалиционные переговоры и процесс формирования правительства в случае, если президент даст им такое поручение. Наиболее вероятных вариантов выхода из патовой ситуации четыре:

Виктор Клима уговорит "народников" восстановить коалицию;

Виктор Клима формирует правительство меньшинства;

Йорг Хайдер предложит "народникам" пост канцлера и этим подвигнет их согласиться на коалицию;

проводятся новые досрочные парламентские выборы.

Последний вариант мало что изменит, поэтому почти все партии относятся к нему негативно, первый вариант пока не получается, поэтому практически равновероятными остаются второй и третий варианты. Это говорит о том, что Хайдер и его люди вполне могут войти в федеральное правительство, несмотря на окрики из Израиля и США.

Отвечая на вопрос: "Почему такое могло произойти?", следует сразу же заметить, что коалиция социал-демократов и "народников" никогда не была прочной по очень простой причине: это был союз левых и правых. Последних лишь для благозвучия называли консерваторами. В Австрии по сравнению с Германией две эти сильные партии, достаточно отдаленные от центра, не были, однако, настолько сильны, чтобы для получения большинства в парламенте довольствоваться небольшим центристским "довеском" типа "зеленых", которые в качестве "довеска" были тоже слишком слабы. Поэтому это была большая коалиция двух очень противоречивых партнеров, всегда споривших между собой по краеугольным вопросам внешней (нейтралитет) и внутренней (методика решения социальных проблем) политики. Избирателям надоели долгие споры в поисках компромиссов, замедлявших движение вперед. Многим из них захотелось новенького, более активного, более революционного и более скандального. Хайдер на это и делал ставку.

Те, кто сегодня называют Йорга Хайдера и его соратников по партии неонацистами, вводят людей в заблуждение. Лидера АПС нельзя сравнивать с фашистским прошлым. Если бы Хайдер ассоциировал себя с этим прошлым, он никогда бы не образовал партию, не провел бы ее в парламент и не стал бы премьер-министром австрийской земли под названием Каринтия на юге страны. Хайдер и такие, как он, - именно те, кто нужен сегодня все большей части избирателей в Альпийской республике и не только в ней. Это правоэкстремистский политик настоящего и будущего: интеллигентный, в чем-то даже изысканный, изворотливый, талантливый, крутой. Он привлекателен и справа, так как выступает против иностранного засилья, и слева, так как клеймит позором высокомерие власть имущих. Хайдер хорош и для тех, и для других, но от этого он не становится менее опасным, чем неонацист. Не зря его в народе прозвали "хитрым лисом". Сам Хайдер себя, разумеется, ни неонацистом, ни экстремистом не считает. Он видит себя и свою партию очень схожими с консервативными республиканцами, проживающими на западном побережье США.

Хайдер и его люди в отличие от социал-демократов и "народников" блестяще организовали свою предвыборную кампанию. Лозунг "Долой паразитов-иностранцев из неблагополучных стран, приезжающих обирать коренных австрийцев" сделал свое дело, особенно среди пенсионеров, которых в кругу избирателей почти одна треть. Такое же влияние оказала и популистская позиция Хайдера против расширения Евросоюза за счет бывших социалистических стран Восточной Европы. И здесь он сыграл на боязни австрийцев возможности проникновения на их внутренний рынок дешевой рабочей силы с востока. Хайдер снискал себе союзников в данном направлении даже среди социал-демократов. Так, министр внутренних дел Карл Шлегль активно выступает за пресечение нелегального проникновения иностранной рабочей силы на территорию Австрии. Чем не партнер Хайдеру? Что касается союза с "народниками", то их коалиции с АПС на земельном уровне уже имеют место. Из всего этого следует вывод: появление правых экстремистов в исполнительной власти на федеральном уровне и Йорк Хайдер в роли вице-канцлера и министра иностранных дел Альпийской республики - вещь вполне реальная. Если подобное случится, то будет создан прецедент выхода правого экстремизма и на международный уровень.

Новый парламент соберется на первое пленарное заседание в конце апреля. Оптимисты считают, что правительство может быть сформировано до Рождества, пессимисты называют в качестве даты решения этого вопроса февраль. Теоретически прежний кабинет может существовать и до лета.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz