Новая газета-Понедельник
11.10.1999
"Правительство наступает на грабли. Они бьют по лбу крестьянам"
Булат Столяров

Жизнь взаймы

Правительство в лице сельского вице-премьера Щербака попросило гуманитарную помощь у США. Зерна - 1 млн тонн, фуражного зерна - 1,5 млн тонн, кукурузы - 1,5 млн тонн. Соединенные Штаты, у которых излишков одного зерна 50 млн тонн в год и которым этот профицит ежегодно необходимо куда-то слить, чтобы не обвалить собственный продовольствнный рынок, с удовольствием согласились. Сейчас я объясню, какая американцам выгода заваливать наш рынок своей гуманитарной помощью. Все очень просто. После девальвации еда российского производства стала раза в три дешевле американской. Импорт в России упал с 50 процентов до 10. Село получило уникальный шанс разбогатеть, потому что граждане у нас до 80 процентов своих доходов тратят на продовольствие, и все эти деньги теперь пошли на российские продукты. У крестьянина появился шанс нормально продавать свою продукцию, захватывать еще большие сегменты рынка. Эта перспектива не устраивала импортеров, терявших наш рынок окончательно. И почему-то она не устраивала наше правительство. Тогдашний сельский вице-премьер товарищ Кулик начал прошлой осенью вести переговоры на весь мир о предоставлении России продовольственной гуманитарной помощи. В результате перекупщики вместо того, чтобы ехать по осени в деревню и покупать у крестьян продукцию, замерли в ожидании гуманитарки, которая, по слухам от г-на Кулика, вот-вот должна была хлынуть на рынок. Крестьяне денег не получили. И поэтому не подготовились к севу, не отремонтировали технику, не купили удобрений. Сев проходил с диким скрипом, матом губернаторов и бюджетными вливаниями.

В прошлом году было некоторое количество здравых людей, которые говорили, что гуманитарку, может, и надо брать, но ее ни в коем случае нельзя продавать на открытом рынке. Потому что именно это обрушивает цены и играет против собственных крестьян. И в то же время в стране существуют замкнутые, внерыночные системы, которые нуждаются в бесплатном продовольствии. Это и Север, и тюрьмы, и больницы, и приюты, куда наше государство никогда не отправляло и не отправляет купленное на рынке продовольствие. Там люди голодают. Поставка продовольствия в эти системы (что было бы благом с социальной точки зрения) никак не повлияет на рынок, не будет препятствовать российским крестьянам зарабатывать. Правительство не послушало и выставило продовольствие на 2 млрд долларов в открытую продажу. Как и ожидалось, огромный централизованный объем импортного гуманитарного продовольствия резко обвалил рынок, крестьяне заработали гораздо меньше ожидаемого, в результате чего во время сева, как мы помним, во всех без исключения регионах возникла паника. Красноярский губернатор Лебедь был вынужден отправлять на сев деньги пенсионеров, залезая в Пенсионный фонд. Федеральный центр был вынужден осуществлять целевое кредитование посевных кампаний во многих провинциях. И это при том, что по объективной конъюнктуре этот сезон должен был стать для села наиболее удачным. Россия уже которую осень наступает на одни и те же грабли. На этот раз социалистический менеджер Щербак решил, что стране нужна гуманитарка. Направил о том бумагу в американский минсельхоз. Опять рынок вместо того, чтобы покупать зерно в собственных хозяйствах, будет ждать потока халявы с Запада и обвала цен. Опять крестьяне не получат оборотных средств на подготовку к следующему сезону, которую по уму уже пора бы начинать.

По сути это и есть стратегическая цель американского продовольственного лобби на российском рынке: чтобы Россия один раз плохо посеяла. Тогда той же осенью можно будет диктовать свои цены на местном рынке в условиях дефицита. Единственный внятный топ-менеджер в сельском хозяйстве, сегодня начальник Департамента реформирования АПК правительства Леонид Холод: "Сейчас главное - не допустить, чтобы гуманитарка пошла, как в прошлом году, на открытый рынок. Я не хочу даже представлять себе, как это может сказаться на доходах крестьян, но одно сказать можно: скажется плохо, очень плохо. И она практически никак не скажется, если пустить ее в ГУИН, на Север". В принципе по результатам собственного урожая дефицита зерна быть не должно. Вырастили достаточно, особенно в Краснодаре и Сибири. Однако проблема в том, что каждый регион выставляет продовольственные кордоны. Особенно отличился в этом деле великий рыночник краснодарский батька Кондрат, который никуда свою пшеницу не отдает, а гноит ее в амбарах, не разрешая вывозить ни в какую. В результате его пшеница гниет, крестьяне продают ее по дешевке или не продают вообще, денег не получают. А в других регионах возникает дефицит. И правительство вместо того, чтобы объяснить Кондратенко основы рыночной экономики (а слушать не захочет - напомнить ему про трансферты и про то, кто весной кредитовал его сев), обращается за помощью к США. Благо там никогда не откажут. Видимо, с наступлением осени от Минсельхоза и г-на Щербака следует ожидать дальнейших просьб в адрес США и Евросоюза, на этот раз в отношении мяса, молока, курятины, еще чего-нибудь. Старый способ решать проблемы собственной управленческой бездарности за счет своих крестьян.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz