Министерство по налогам и сборам заявило о необходимости отмены толлинга алюминия в России. По расчетам МНС, если заменить эту операцию прямыми экспортно-импортными поставками, то консолидированный бюджет ежегодно будет дополнительно получать от 262 до 296 млн долл. в год. Толлингом (наибольшее развитие в России приобрел толлинг алюминия) называют схему кредитования металлургических предприятий, пользующихся так называемым давальческим сырьем, при которой переработчик (толлингер) получает особый налоговый режим. Завод получает руду, выплавляет из нее металл, получает за это деньги и возвращает металл собственнику-нерезиденту. При этом фирма-толлингер, ввозящая сырье из-за рубежа, оплачивает лишь его переработку. Ввоз сырья и вывоз готовой продукции, принадлежащей также толлингеру, налогами (основной из них - НДС) и сборами в соответствии с Таможенным кодексом не облагаются.

Глава МНС Александр Починок считает, что "ситуация у предприятий, производящих цветные и черные металлы, великолепная", поэтому правительство уже не поддерживает толлинговый режим, "который позволяет не платить налоги". Вместо давальческих схем МНС предложило вдвое уменьшить пошлины на импорт глинозема и экспорт алюминия, то есть на 50 долл. с тонны. В этом случае налогооблагаемая прибыль может возрасти до 106 долл. с тонны и налог на прибыль - до 32 долл. с тонны. Тогда, по расчетам МНС, у предприятия остается чистая прибыль 74 долл. на тонну металла. Если этот расчет применить к 2 млн т алюминия, производимого ежегодно из давальческого сырья, то получится 148 млн долл. чистой прибыли вместо 22 млн долл., которые заводы имеют при толлинге.

Производство растет - потребление падает

Толлинг появился в России в 1992 - 1993 годах как вынужденная мера. Он стал средством спасения алюминиевых предприятий, которые без оборотных средств были на грани остановки, лишившись традиционных источников сырья после распада СССР. Но вводя льготный режим для толлингеров, правительство рассчитывало, что за счет предоставления налоговых льгот алюминиевые заводы смогут накопить необходимые им ресурсы и перейдут на прямые закупки сырья и экспорт металла. Однако этого так и не произошло, хотя именно благодаря толлингу Россия за все годы реформ не только не сократила, но даже увеличила производство алюминия. Рост производства

первичного алюминия в 1998 году составил 3,4 проц., а всего с 1994 по 1998 год - 12 проц. Производя 3 млн т алюминия в год, Россия занимает по его выпуску второе место в мире после США. В алюминиевой промышленности работает более 100 тыс. человек (11 алюминиевых заводов, 5 горнорудных предприятий) При устойчивом росте производства алюминия его потребление в стране стремительно падало. Большая часть металла шла за рубеж, а купить его там можно было лишь с уплатой НДС, то есть на 20 проц. выше мирового уровня. Российским машиностроителям очень скоро стало не хватать металла. В результате за пять лет расцвета толлинговых схем, потребление белого металла в России на душу населения упало в пять раз - с 15 до 3 кг в год. По мнению МНС, сегодня толлинг используется в основном иностранными посредниками как ширма для бесконтрольного вывода из-под налогообложения прибыли от переработки на российских заводах беспошлинно ввозимого сырья и реализации за рубежом российского алюминия. По подсчетам экспертов министерства, толлинг ежегодно выводит из бюджета около 500 млн долларов.

Алюминиевая война

Сегодня уже на всех уровнях власти признают, что толлинг используется для массированной перекачки за рубеж оборотного капитала и прибылей отечественных предприятий, оказавшихся в сырьевой и финансовой зависимости от иностранных посредников. Основным толлингером является компания британского происхождения "Транс уорлд груп", которая фактически монополизировала ввоз глинозема в Россию из-за рубежа и вывоз алюминия (90 проц. металла экспортируется) из страны. До последнего времени "Транс уорлд груп" контролировала большую часть производства алюминия в России. Но с прошлого года подросшая российская "алюминиевая" элита стала открыто заявлять о намерении выгнать "Транс уорлд груп" с отечественного рынка. А с этого года настоящую войну "Транс уорлд груп" объявил губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Основная борьба развернулась вокруг Красноярского алюминиевого завода (КрАЗа) и Ачинского глиноземного комбината (АГК) - одного из основных поставщиков КрАЗа по толлингу. Коротко говоря, А.Лебедь просто сместил внешнего управляющего АГК Наиля Насырова. До последнего времени АГК контролировался компанией "Транс уорлд груп", что позволяло ей получать глинозем по заниженным ценам. При этом глинозем, не покидая пределов России, приобретал статус давальческого сырья. Хотя, по данным сторонников А.Лебедя, другие потребители АГК, в частности группа "Альфа", готовы покупать сырье в Ачинске по цене, близкой к мировой.

Мировая цена глинозема колеблется в диапазоне 240 - 250 долл. за т, однако контролируемые "Транс уорлд груп" заводы получали его со значительными скидками. В частности, КрАЗ получал сырье по цене 130 - 150 долл. за т. С учетом того, что КрАЗ производит в год более 800 тыс. т алюминия на сумму более 1 млрд долл., можно подсчитать, какой объем средств проходит мимо фискальных органов России под видом операций по поставкам сырья. Из аналитической справки Счетной палаты: "ОАО "Красноярский алюминиевый завод" работает по толлингу со значительными потерями как для завода, так и в целом для российской стороны. Руководство заключает с инофирмами контракты на условиях, не компенсирующих полностью затраты на выпуск алюминия из давальческого сырья и не обеспечивающих заводу прибыль Расчеты показывают, что доходы зарубежных фирм-поставщиков и посредников за 1995 - 1997 гг. составили 350 - 400 млн долларов".

Правительство не знает, как решать проблему

Отменить толлинговые схемы в России пытаются уже не первый раз на протяжении последних двух лет. Но каждый год правительство их продлевает постановлением с одним и тем же комментарием: "пока эту проблему не решить". В этом году борьба за отмену толлинга развернулась с особой силой. Когда месяц назад о прекращении толлинговых схем в России с 1 января 2000 года заявил глава МНС Александр Починок, в Москве появились рекламные щиты с надписью "Запретить толлинг. Хватит грабить Россию!". Заказчиком рекламной кампании аналитики посчитали МНС, хотя сегодня и среди самих алюминщиков появились противники толлинга. Например, против него неоднократно выступал руководитель группы "Сибирский алюминий" Олег Дерипаска. Сегодня эта группа активно строит собственную схему переработки и сбыта алюминия в России. Если эта схема окажется эффективной, то "Сибирский алюминий" пострадает меньше, чем другие производители, зависящие от иностранных толлингеров. В середине сентября вопрос отмены давальческих схем поднял Совет Федерации. Самарский губернатор Константин Титов предложил отменить толлинг, который не только обирает субъекты Федерации, но и центр.

"Мы готовы устранить толлинговую схему с 2000 года", - заявил тогда первый замминистра финансов А. Кудрин. Однако есть серьезные сомнения в реальности этого заявления в ближайшее время. Во-первых, правительство просто так не может отменить толлинг - для этого необходимо внести изменения в Таможенный кодекс. Смягчившиеся за месяц формулировки МНС ("будет отменен" и "должен быть отменен") - косвенное тому подтверждение. На заседании правительства 23 сентября министр торговли Георгий Габуния, отмечая необходимость решить вопрос с толлингом, сказал: "Не отменяя этой нормы в принципе, мы считаем, что правительству в случае необходимости надо дать право применять к таким товарам меры экономической политики - налоги и пошлины". Слова "надо дать право" подтверждают именно то, что такого права у правительства пока нет. Во-вторых, переход российских производителей алюминия на прямые закупки сырья (при нехватке собственных оборотных средств) потребует кредитов. Но еще ни один банк не предложил меткомбинатам приемлемые для них процентные ставки. Государство же своей кредитно-промышленной политики в алюминиевой отрасли пока не имеет. В-третьих, у давальческих схем и сегодня есть не менее сильное лобби, чем несколько лет назад, когда отрасль курировал вице-премьер Олег Сосковец.

Наконец, сырьевая проблема, возникшая после распада СССР в алюминевой отрасли, сегодня стоит еще острее. В настоящее время лишь 40 проц. своих потребностей в глиноземе Россия удовлетворяет отечественным сырьем, около 30 проц. бокситов завозится из стран СНГ (Украина, Казахстан) и около 30 проц. - из дальнего зарубежья (Австралия, Индия и т.д.). По словам замминистра экономики Владимира Евсюкова, дефицит сырья в России уже составляет 3,6 млн т в год и может вырасти в ближайшие несколько лет еще на 25 проц. Необходимо разрабатывать новые месторождения бокситов, а они вряд ли появятся в первый день нового года.

ФИНАНСОВАЯ НЕДЕЛЯ
04.10.1999
Семен ХАЦКИН
"Правительству не хватает сил отменить толлинг"

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz