Независимая газета
05.10.1999
"КАК ПРИНЯТЬ БЮДЖЕТ-2000"
Людмила Александрова

У парламентариев есть все основания для торга

На прошлой неделе Государственная Дума успешно открыла сезон бюджетного торга. Депутаты нижней палаты парламента отклонили в первом чтении проект главного финансового документа страны на 2000 г., и теперь он ожидает поиска компромисса в кабинетах трехсторонней согласительной комиссии. По мнению экспертов, главная причина недовольства парламентариев правительственным проектом заключается в довольно низких суммах, заложенных в некоторые расходные статьи бюджета. Едва ли не самой актуальной и наиболее сильно критикуемой статьей бюджетных расходов стало финансирование национальной обороны. Дефицит заложенных в ней средств, по мнению ряда финансовых экспертов, составляет 30 млрд. руб., что вызывает недовольство подавляющего большинства депутатов нижней палаты парламента. Сюда же можно отнести и недостаток средств, оценивающийся примерно в 5 млрд. руб., на восстановление и развитие Дагестана. Столь же единогласную критику всех парламентских фракций вызвало и перераспределение доходов в пользу федерального Центра до 58%, но наиболее явными его противниками являются, естественно, "Российские регионы". У них есть все основания предполагать, что в следующем году они получат на 20 млрд. руб. меньше, чем в текущем.

Кроме того, могут остаться без финансирования и федеральные программы, осуществляющиеся на территории регионов, которые требуют как минимум 2 млрд. руб. Более адресные требования выдвигает аграрное лобби, частично поддерживаемое коммунистами и частично - "Российскими регионами". Суть их притязаний из года в год традиционна - увеличить бюджетные расходы на сельское хозяйство. На этот раз примерно на 6 млрд. руб. Кроме того, народно-хозяйственные лоббисты заинтересованы в бюджетном финансировании некоторых программ, которые потребуют еще примерно 30 млн. руб. Не внушает проект бюджета оптимизма и защитникам социальных интересов граждан. Несмотря на то что в готовящемся документе заложена 20-процентная индексация зарплат, очевидно, что такой коэффициент не сможет покрыть инфляционных потерь населения. Кстати, им же, судя по заниженным в два раза бюджетным статьям на обеспечение госучреждений светом и теплом, похоже, придется работать в холоде, если, конечно, правительство не изыщет дополнительно 5 млрд. руб. Не озаботились разработчики бюджета и проблемой возврата денежных средств мелким вкладчикам прогоревших банков, хотя для снятия социальной напряженности в предвыборный год это было бы неплохо. Для того чтобы снять эту проблему и осчастливить 75% пошедших некогда на риск граждан, правительству необходимо изыскать 6 млрд. руб. Не лучше обстоит дело и с суммами, обозначенными в статьях о здравоохранении. Так, по предварительным подсчетам медиков, для мало-мальски успешного финансирования программы "АнтиСПИД" в бюджетной статье недостает примерно 20% средств от указанной суммы, а на борьбу с туберкулезом - 200-300 млн. руб. При этом не следует забывать и о новой программе борьбы с наркотиками, которую, несмотря на обсуждение в правительственных кабинетах, похоже, снова ожидает недофинансирование.

Судя по настроениям парламентариев, можно с уверенностью предположить, что бюджет не будет одобрен без существенной корректировки средств, заложенных в расходных статьях. А для этого правительству придется изыскать порядка 92-100 млрд. руб. Как ни странно, но схожие по порядку суммы в российской финансовой системе существуют. По прогнозам Минэкономики, объем ВВП на следующий год может составить от 5,1 до 5,4 трлн. руб. Проект бюджета на 2000 г. рассчитывался по наиболее пессимистичному показателю, что в принципе дает основание рассчитывать на дополнительные доходы. При этом государственные экономисты до сих пор не отказались от идеи незначительно поднять инфляционные показатели, что позволит увеличить доходы за счет роста налоговых поступлений. Другим финансовым резервом, который может быть использован для смягчения депутатских настроений, является показатель первичного профицита. Хотя финансирование правительственных программ рассчитывалось исходя из профицита 3%, по бюджету в следующем году он должен составить 3,18%. Таким образом, можно получить еще примерно 9 млрд. руб. дополнительных доходов. Не исключено, что правительство обратится и к традиционным "наполнителям" бюджета - предприятиям российского ТЭКа. Вполне возможно, что в ходе битвы за бюджет исполнительная власть пойдет на повышение экспортной пошлины на нефть с 7,5 до 10 евро за тонну. В зависимости от конъюнктуры цен на мировых рынках такая мера могла бы увеличить финансовые фонды государства на 5-9 млрд. руб. Существуют и менее крупные резервы пополнения расходных статей бюджета. Так, например, отмена льгот по толлинговым операциям могла бы предоставить в распоряжение правительства около 5 млрд. руб. Кроме того, продажа госсобственности внутри России и за ее пределами, а также взыскание долгов со стран-дебиторов могли бы пополнить бюджет примерно на 2 млрд. руб. Таким образом, после проведения серии вполне приемлемых мер правительство может получить в общей сложности немалую сумму. Так что у парламентариев существуют не только довольно солидные доводы, но и основательные резервы для бюджетного торга.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz