Коммерсантъ-daily
17.11.1999

Мэрия Москвы занялась предвыборной антирекламой

Вчера руководители нескольких десятков рекламных агентств встречались с руководителем управления по делам наружной рекламы города Владиславом Котовым. Они пытались отбиться от огромных незаконных поборов правительства Москвы. Не вышло.

Рекламщики встретились со своим куратором в здании Московской торгово-промышленной палаты, которая уже год лоббирует интересы группы рекламных агентств. Сейчас эти интересы находятся в особой опасности. 14 сентября правительство Москвы приняло постановление #866, в котором установило новый, довольно экзотический сбор с рекламных агентств -- плату за право аренды рекламных щитов и других рекламоносителей.

Постановление на первый взгляд "справедливо" по отношению ко всем рекламных агентствам. Оно предусматривает, что чем большим количеством щитов владеешь, тем больше денег платишь городу за "право аренды". Однако эта формула действует лишь до определенного предела -- до 7 млн рублей в зонах особого городского значения (главные магистрали), до 6 млн рублей -- для Центрального административного округа и до 5 млн -- для остальных территорий. Если при расчете по "справедливой" формуле окажется, что рекламное агентство должно заплатить сумму, превышающую эти лимиты, то ей даются колоссальные скидки -- со всего объем средств, "превышающего лимит", она должна заплатить лишь 1%. Это процент настолько несуществен, что им можно пренебречь. Фактически оказалось, что все владельцы более полусотни рекламных щитов должны Москве примерно одинаковые деньги -- 18 млн рублей (5 + 6 + 7 млн рублей), или $700 тыс. И те, у кого их действительно 50 штук, и те, у кого 500.

Разумеется, новый городской сбор незаконен, потому что должен вводиться в законодательном порядке, а не простым распоряжением мэрии. Но самое интересное в постановлении -- денежная уравниловка для несопоставимых по доходам агентств. Для гигантов этого рынка, например ассоциации "Тихая гавань", владеющей около 2 тыс. щитов, это посильные деньги. А для фирм, у которых менее ста щитов, это просто разорительно.

Рекламщиков потрясло это открытие, и с сентября они написали несколько писем-жалоб в разные управления мэрии и самому Юрию Лужкову с просьбой приостановить действие несправедливого побора. Реакции не последовало. Постановление предусматривало, что рекламщики должны (если пожелают) заключить договоры на "право аренды" в течение двух месяцев. Срок истек 14 ноября. Пока никто не заключил ни одного договора. А вчера рекламщики встретились с руководителем управления по делам наружной рекламы города Владиславом Котовым и его замом Павлом Шмидтом.

-- Мы попросили Юрия Михайловича Лужкова продлить на две недели срок заключения таких договоров. Как говорится, время пошло,-- улыбаясь, сообщил Котов.

Его тут же забросали вопросами о гарантиях выполнения мэрией своих договоров.

-- Ну, предположим, я заплачу за право аренды на пять лет вперед. А кто мне гарантирует, что через год меня не лишат права аренды любые другие инстанции? -- спросил гендиректор фирмы "Вера" Дмитрий Дюмин.-- Ну, я просто не получу согласований в ГИБДД или еще где-то.

-- Ста процентов гарантий никто не дает,-- все так же улыбаясь, заверил Котов.-- Но управление берет на себя определенную ответственность.

-- Образец типового соглашения, разработанный управлением по делам рекламы, не согласован с правовым управлением мэрии. Почему? -- спросил гендиректор агентства РОСВЭРО Алексей Кочанов.

-- Этот договор не требует согласования,-- парировал Котов.

-- А если он противоречит Гражданскому кодексу?

-- Ну тогда можно устранить недостатки.

-- Нельзя ли увидеть перспективный план работы управления? -- спросил Кочанов.-- Нам надо планировать бизнес -- и хотелось бы знать заранее, где какие рекламные места останутся.

-- Честно говоря, управлению не хотелось бы его показывать,-- по-прежнему чему-то улыбаясь, сказал Котов.

-- Хотелось бы, чтобы жизнь была прогнозируема,-- пожаловался гендиректор "Веры" Дюмин.-- У меня на Ленинском проспекте висят хорошие щиты, невысокие, соответствующие всем нормам. Это подтвердила и ГИБДД. Но вот приходит АТИ (Административно-техническая инспекция.-- Ъ) и говорит: "Поступила команда..." Можно жить не по командам, а по законам?

Это риторический вопрос остался без ответа. Как практически и все вопросы рекламщиков. Фактически вчера они лишь выпустили пар, но ничего не добились от Котова. Сам чиновник в заключительном слове уже без улыбки сказал:

-- В общем, мы будем работать. Но попрошу не поднимать пену никакими объединеньями "против" или "за".

-- Мы вынуждены объединяться, чтобы выжить,-- заявил Владимир Пантюхин, гендиректор агентства "XXII век" и председатель секции по наружной рекламе Московской торгово-промышленной палаты.-- Новый побор позволяет выжить лишь первой десятке рекламных агентств. Да и то я не уверен, что все они найдут по $700 тыс.

Заявление Пантюхина было сделано уже после встречи и выслушано лишь корреспондентом Ъ. Впрочем, Котова оно вряд ли напугало бы. Меньше агентств -- лучше контроль над рекламой. Перед выборами такая зависимость ему (да и вообще московскому руководству) только на руку.

Глеб Пьяных

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz