Известия (Россия)
12.11.1999
Евгений Крутиков

Вторая война экономической блокады

Гуманитарная обстановка на Северном Кавказе ухудшается: растет поток беженцев, и Москва начинает переоценивать издержки своей антитеррористической операции. Основное внимание продолжает уделяться в первую очередь военным и политическим проблемам. Это связано, прежде всего, с саммитом ОБСЕ, который через несколько дней откроется в Стамбуле, и присутствием в Ингушетии миссии Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Однако проблемы соседних с Чечней регионов, к сожалению, до сих пор остаются вне поля зрения Белого дома. Недавнее решение правительства РФ о фактическом введении блокады Северокавказского региона (прекращено международное сообщение из аэропортов крупных городов региона, частично приостановлены банковские трансферты через коммерческие банки, зарегистрированные в северокавказских субъектах федерации) еще в большей степени усилило негативные тенденции в экономике некоторых республик и краев.

Например, поставки газа и электроэнергии только в одну республику - Северную Осетию обеспечиваются всего лишь на треть, в результате чего из-за энергокризиса три крупнейших в регионе завода - электроламповый, "Электроцинк" и "Победит" простаивают. Президент Александр Дзасохов вынужден проводить специальные заседания правительства, на которых делаются попытки решить проблему энергокризиса. И это в республике, которая за полтора года работы правительства Таймураза Мамсурова переместилась в федеральном рейтинг-листе с 63-го на 39-е место по общим объемам производства промышленной продукции на душу населения.

Концентрация внимания на решении проблем беженцев из Чечни привела и к перекосам в правительственной политике на Северном Кавказе. Большинство инвестиций уходит в Ингушетию и Дагестан - в Магасе "решают проблему беженцев", в Махачкале - восстанавливают разрушенные в результате чеченской агрессии села. Выгодная ситуация для лоббизма - соседние регионы (в первую очередь Ставрополь и Северная Осетия) оказались лишены многих квот, в том числе и сельскохозяйственных. Например, крупнейший в Европе производитель крахмала и патоки - Бесланский маисовый комбинат (БМК), способный переработать до 200 тысяч тонн кукурузы в год, вынужден искать по СНГ поставщиков кукурузы, чтобы дотянуть до нового российского урожая, поскольку республика оказалась полностью лишена квот Минсельхозпрода РФ при распределении американской кукурузы, поставляемой в порядке гуманитарной помощи. Подавляющее же большинство гуманитарной помощи уходит в соседнюю Ингушетию, а потом, по свидетельству российских военных, оказывается на рынках в станице Слепцовской и Назрани.

Попытки правительства Таймураза Мамсурова включить республику в распределение нового транша в 5 миллионов тонн кукурузы окончились безрезультатно. А БМК - градообразующее предприятие с 1000 человек работающих, каждый из которых кормит семью в 7-10 человек... Ссылки на то, что в республике практически полностью выведено из подполья водочное производство (это дало резкий скачок налоговых отчислений в бюджеты всех уровней) и ликвидирована задолженность по пенсиям (без помощи федеральных властей), результата не имели.

Вероятно, уже очень скоро соседние с Чечней регионы испытают на себе прямые последствия как экономической блокады Северокавказского региона, так и резко возросшего влияния лоббизма отдельных республик и их руководителей в вопросах распределения гуманитарной помощи, финансирования точечных инвестиций и региональных проектов. А это может сказаться на экономике региона едва ли не сильнее, чем сама война.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz