Финансовые известия
10.11.1999
Андрей БОРИСОВ

Как бы собрание

Одним из ключевых этапов борьбы за контроль над Николаевским глиноземным заводом (НГЗ), в которой схлестнулись оффшорный торгово-посреднический конгломерат TWG и российская группа "Сибирский алюминий", должно было стать намеченное на минувшую пятницу собрание акционеров НГЗ - кстати, первое за всю историю завода. Собрание как бы состоялось. Словечко "как бы" тут вполне уместно, поскольку собрание было официально объявлено открытым, однако основные вопросы повестки дня были перенесены на 24 ноября.

Причина в том, что скандал вокруг НГЗ давно уже перешел все границы и поднялся на Украине до самого высокого политического уровня. По нашим сведениям, за два дня до собрания президент Леонид Кучма на совещании региональных лидеров высказывал мнение, что собрание на НГЗ следовало бы отложить. Дело в том, что по уставу НГЗ первое собрание акционеров можно проводить только после того, как будет закончена приватизация предприятия. Между тем, поскольку продажа на аукционе 5% акций НГЗ в начале октября не состоялась (по словам очевидца, "приехали бандюки и все сорвали по беспределу"), то и собрание проводить не следовало. И вообще, в промежутке между первым и вторым турами президентских выборов лишние скандалы никому не нужны. Так что г-н Кучма высказался вполне определенно. Поскольку контрольный пакет (50% плюс 1 акция) принадлежит Национальному агентству Украины по управлению корпоративными правами, а управляет этим пакетом Министерство промышленной политики, чиновники были готовы согласиться с мнением своего президента.

Однако премьер-министр Валерий Пустовойтенко выразился еще определеннее. Говорят, он позвонил в оба ведомства и заявил примерно так: "Это не ваш вопрос, насчет собрания - надо его провести. А с президентом я решу".

Сам Пустовойтенко наотрез отрицает, что он лоббирует интересы TWG. Впрочем, недавно он признал, что поддерживает нынешнее руководство предприятия. Если так, то про TWG действительно можно не вспоминать. Ведь в ходе собрания нынешнего гендиректора НГЗ Николая Набоку постоянно окружали четыре человека: сотрудники "Еврогаза" Михаил Михней и Николай Романюк (говорят, оба - приятели недавно арестованного алюминиевого барона Анатолия Быкова), адвокат Александр Мертен, всегда представляющий интересы TWG, и Любовь Горохова - доверенное лицо хозяина TWG Льва Черного.

Надо сказать, что на собрание акционеров были вынесены весьма принципиальные вопросы. Например, акционеры должны были утвердить Николая Набоку в должности гендиректора. Более того, за весьма скромным пунктом повестки дня - "внесение изменений в устав", как обнаружили акционеры, попавшие на собрание, таилось чрезвычайно серьезное усиление роли правления. Мало того, что правление должно избираться на пять лет, ему вдобавок дается право решать вопрос о дополнительной эмиссии акций и даже о способах их размещения.

Это означает, к примеру, что правление сможет самостоятельно увеличить уставный капитал в несколько раз и разместить эти акции, то есть новый контрольный пакет, среди своих оффшорных партнеров, то есть компаний, управляемых TWG. Такое рассуждение не выглядит чересчур фантастичным. Уже сейчас за счет толлинга и снижения г-ном Набокой цены переработки сырья с $90 до $82 за тонну TWG получает порядка $7 млн в месяц. В СМИ уже просачивались слухи о том, будто бы TWG заплатила за контроль над НГЗ $15 млн. Что ж, двухмесячной выручкой можно и поделиться - особенно если в перспективе многолетний контроль над товарно-денежными потоками НГЗ.

Поэтому организаторы собрания изо всех сил постарались реализовать свой сценарий. Прежде всего вывели из игры "Сибирский алюминий". Недавно "Сибалюминий" приобрел контрольный пакет акций ЗАО "Трудовой коллектив НГЗ", что давало возможность голосовать 26% акций НГЗ. Однако в конце октября арбитраж признал недействительными учредительные документы ЗАО "ТК НГЗ", поэтому устроители собрания отказались регистрировать эти акции. Кроме того, еще около 10% акций "Сибалюминий" скупил у мелких акционеров. Но в их регистрации тоже удалось отказать, поскольку датой закрытия реестра перед собранием было принято 5 октября, а сделки к этому моменту еще не были зарегистрированы.

В результате цель была почти достигнута - объявили, что кворум составляет 62% голосующих акций, то есть собрание можно проводить. Однако собрание началось вовсе не в полдень, а в 16 часов. Все это время 800 человек в зале, пробившиеся сквозь давку на регистрации акционеров, тихо зверели - причину задержки им никто не объяснил. По нашим сведениям, организаторы собрания ждали окончательного распоряжения от премьера Пустовойтенко. А он как назло днем вылетал в Прагу, и связаться с ним удалось только ближе к вечеру. Похоже, что выполнить намеченное решимости не хватило - все основные вопросы были отложены.

Рядовые акционеры расходились в состоянии крайнего раздражения, комментируя случившееся: "Как заводом управляют, так и собрание проводят".

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz