Репортер (Самара)
05.11.1999
Вадим Сипров, Карина Фишер

"Кошелек для области"

Вице-губернатор Самарской области - директор департамента финансов областной администрации Вячеслав Аронин считает, что совместные усилия губернской законодательной и исполнительной властей позволят сформировать на 2000 год бюджет, который обеспечит высокую социальную защищенность жителей губернии и стабильность ее экономики. Политика удержания стабильности - В новом Бюджетном кодексе Российской Федерации была отменена защищенность ряда статей. Не приведет ли это к свертыванию социальных программ в Самарской области? - Отмена защищенных статей - это скорее техническая мера, чем политическая или социальная. Как правило, в бюджетах всех уровней защищенные статьи - это заработная плата, выплата детских пособий, оплата медикаментов, выплата денежного довольствия работникам правоохранительных органов. Поэтому отмена защищенности повышает ответственность за исполнение всех расходных статей бюджета в целом, а вовсе не означает свертывания социальных программ и тем более сокращения расходов социального характера. Правда, по моему мнению, большинство расходов бюджета носит в той или иной степени социальный характер. "Социальный" - это, как я понимаю, необходимый для людей. - Но все-таки для простого человека в первую очередь важно, в какой мере власть сможет реализовать в бюджете-2000 принцип социальной ориентированности? - Он действительно реализован. Удельный вес расходов социальной значимости в областном бюджете на 2000 год по сравнению с 1999 годом увеличивается. По моей оценке, от 48 до 80% расходов бюджета носят социальный характер. Хотя вопрос о том, относить ту или иную статью к "социальному блоку" или нет, всегда будет предметом спора. Куда, например, можно отнести заработную плату учителей? Это социальные расходы или просто денежное содержание? Но в целом удельный вес расходов по подобным статьям возрастает. Мы увеличили эту составляющую расходной части бюджета до такой степени, что дальнейшее увеличение может привести к перекосам в бюджетной политике. Бюджетная политика областных властей ориентирована на удержание стабильности в регионе. Расходы социального характера составляют минимум 4630 млн руб. Закон об областном бюджете предусматривает установление льгот различным категориям населения в размере 565,7 млн руб., что превышает расходы на эти цели в 1997 и 1998 годах на 271 и 307 млн соответственно. В частности, мы увеличили расходы на социальную поддержку отдельных категорий граждан. Например, жителям губернии, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и от политических репрессий, предусмотрено предоставление льгот в сумме 15,2 млн руб. Для студентов государственных вузов постановлением губернатора области установлены льготы для проезда на автобусах пригородного и областного сообщения на сумму 2,6 млн руб. В соответствии с законом "О пособии на семью Самарской области" впервые в бюджете предусмотрены средства для выплаты социального пособия в сумме 159 млн руб. И никакого лоббизма - Другой принцип, о котором говорилось в бюджетном послании губернатора Константина Титова, - это реалистичность. Насколько ответственно относятся к утверждению бюджета депутаты губернской Думы? - Зачастую многие народные избранники, не думая, где взять деньги, необоснованно раздувают расходную часть бюджета, как это делают, к примеру, депутаты Государственной Думы. Пожалуй, трудно найти более ответственный, серьезный, профессиональный депутатский корпус, чем наш, областной. Депутаты губернской Думы не замечены в безудержном лоббировании увеличения расходных статей. Все заседания думских комитетов и согласительной комиссии показывают, что депутатов Самарской губернской Думы действительно волнует, насколько реальны доходные поступления, насколько они обеспечат выполнение тех расходных параметров, которые заложены в областном бюджете. - На коллегии областной администрации выяснилось, что финансирование по ряду статей не соответствует нормам, заложенным в федеральном законодательстве. Скажем, область не обеспечивает исполнения Закона о ветеранах. Чиновники утвердили бюджет, решив, что недостающая сумма будет найдена в рабочем порядке. Реально ли это? - Думаю, что да. Сейчас перед нами стоит достаточно серьезная задача - собрать 508 млн руб. недоимки областного бюджета. Я могу назвать несколько цифр. В параметры федерального бюджета на следующий год закладывается собираемость налогов на уровне 64-65%. Мы закладываем собираемость текущих налоговых платежей, которые будут начислены в 2000 году, на уровне 93,5%. Это при том, что сейчас собираем 87-90% и считаем это нашим серьезным достижением в 1999 году. На следующий год мы ставим еще более жесткие задачи. Что касается мнения о неисполнении у нас в области Закона о ветеранах - оно не вполне соответствует истине. Мы не только выполняем предписанное нам, но даже берем часть расходов федерального бюджета на себя. К тому же в связи с приближением 55-й годовщины Победы мы рассматриваем возможность взять на себя те расходы, которые должен платить федеральный бюджет, чтобы помочь ветеранам Великой Отечественной войны. Метод кнута и пряника - За счет чего вы планируете увеличить доходную часть областного бюджета? - Доходная часть любого бюджета должна увеличиться прежде всего за счет расширения налогооблагаемой базы. Для этого необходим рост производства, товарооборота, рост потребительского спроса населения. Кроме того, перед нами стоит проблема собираемости налогов. Для этого необходимо, чтобы более эффективно работали налоговые органы. По моему мнению, меры по укреплению налоговых органов, предпринимаемые на уровне федерального центра, недостаточны. Например, нет четкого законодательного поля для того, чтобы существовал взаимообмен информацией о состоянии налогоплательщиков между фискальными органами. Материально-техническое оснащение, уровень заработной платы работников налоговых органов также недостаточны - т.е. у них нет мотивации в труде. Конечно, мы не можем тратить средства областного бюджета на содержание федеральных органов исполнительной власти, но находим приемлемые меры по оказанию помощи. Я считаю, что без помощи администрации области, без помощи губернатора поступление платежей в федеральный бюджет было бы невозможным. Кроме того, собираемость налогов зависит и от того, как мы работаем с каждым налогоплательщиком. У нас в департаменте финансов существует достаточно подробная информация по крупным должникам областного бюджета. Нередко я сам с ними встречаюсь, и мы пытаемся находить взаимоприемлемые решения. При этом я обладаю информацией об экономическом состоянии должника, о схемах реализации продукции, которые они используют. Иногда приходится проявлять настойчивость, заставлять платить налоги. Все это делается совместно с налоговой инспекцией и налоговой полицией. Такая индивидуальная работа с налогоплательщиками ведется на самом высоком уровне. Ее координирует первый заместитель губернатора Самарской области Юрий Логойдо, участвуют и другие заместители губернатора. Индивидуальная работа дает свои результаты. - Поможет ли в работе с должниками недавнее постановление правительства о реструктуризации долгов предприятий? - В любой управленческой работе надо действовать методом кнута и пряника. С кнутом понятно, а пряник - это и есть реструктуризация. Если ты платишь текущие платежи, то выплата накопленного долга, включая пени и штрафы, откладывается. В соответствии с недавно принятым законом Самарской области это делается под залог имущества, под гарантии банков - т.е. областной бюджет тоже страхуется. Мы даем пряник должникам. Наша задача состоит в том, чтобы позволить предприятиям нормально работать, а для этого надо помочь им очиститься от груза накопленных долгов. Не списать, не простить, но реструктуризировать, потому что сам принцип списания, как я считаю, порождает иждивенчество. Перечислять должников у меня нет желания, тем более что ситуация меняется с каждым днем. - У вас есть претензии, например, к АвтоВАЗу? - АвтоВАЗ платит текущие налоговые платежи исправно, но колоссальный долг предприятия по состоянию на 1 января 1999 года был реструктуризирован. Примерно та же ситуация с долгами "Самаратрансгаза". Областной бюджет газовикам ничего не должен, а они должны больше ста миллионов рублей по основному долгу только в областной бюджет. С другой стороны, муниципалитеты должны "Самаратрансгазу". Такая же сложная картина и с другими крупными должниками. Чем Самара лучше Сызрани? - Сохранится ли в 2000 году схема межбюджетных отношений области с муниципалитетами, принятая в 1999 году? - Она себя оправдала. Эта схема честная, объективная, в ней все достаточно четко и прозрачно. И в этом году эту схему несколько усовершенствовали, опираясь не на прогнозные показатели, как в прошлом году, а на фактические. По состоянию на 1 октября этого года исполнение бюджетов муниципальных образований области составило 87,5% от тех годовых планов, которые они сами приняли, - кстати, без всякого давления с нашей стороны. Таких высоких показателей не было никогда. По линии областного бюджета аналогичный показатель составляет примерно 70%. Кроме того, ни в одном из муниципальных образований не было срывов по выплате заработной платы, в зиму мы вошли достаточно благополучно. - Нередко можно услышать, что областная столица обделена... - Конечно, денег всегда всем мало. Но разговоры об особом статусе "областной столицы" кажутся мне странными. Никто пока не объяснил, что это такое, сколько это стоит. Мы, напротив, считаем, что работа областных органов власти в Самаре способствует тому, что расходы областного бюджета в большей степени реализуются на территории города, обеспечивая в нем занятость, потребительский спрос. Конкретный пример: театр "Колесо" в Тольятти финансируется из муниципального бюджета, драматический театр в Самаре - из областного. Тольяттинцам же обидно: почему у самарцев такие привилегии? - Как вы думаете, почему схемой межбюджетных отношений довольны мэры и Тольятти, и Сызрани, и Новокуйбышевска, а мэр Самары - нет? - Это позиция, наверное. Ведь можно же свою политику строить на постоянном оппонировании всем и вся. Говорить о том, что денег не хватает, что система не устраивает - это позиция. А можно свою позицию строить на стремлении договориться. У меня тоже есть претензии, но я об этом громко не заявляю, а стараюсь находить решения в рабочем порядке. У меня есть сомнения по поводу прозрачности городского бюджета. Но что толку, если я буду об этом шуметь на каждом углу? Я лучше попытаюсь действовать административными методами и убеждать своих оппонентов. Кстати, такой подход себя оправдывает. Мы медленно движемся в направлении поиска компромиссов, хотя очень медленно. - Как вы считаете, "поднимет" ли область бюджет 2000 года? - Предстоит серьезная и ответственная работа. Но я считаю, что все-таки у нас в исполнительной и законодательной власти достаточно мудрые люди, ответственно относящиеся к своим обязанностям перед народом Самарской области. Поэтому тот бюджет, который принят губернской Думой в первом чтении, - это серьезный закон, нужный народу Самарской области. И мы будем его исполнять. Ведь мы же исполняем без срывов бюджет 1999 года, даже находим дополнительные резервы.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz