Известия (Россия)
03.11.1999
Евгений Крутиков

Новый мир

Главы представительств российских регионов создают свой Совет. Четыре белорусские области рвутся в российскую экономическую ассоциацию "Большая Волга" без всякой связи с объединением или необъединением России и Белоруссии. Германия лоббирует прием Китая в "большую восьмерку", чтобы единая Европа с Китаем стала реальным противовесом Соединенным Штатам.

В истории такое бывает. Разрушился мир, в котором были две сверхдержавы - Россия и США, - использовавшие в борьбе собственные военно-политические машины и дружественные государства в качестве оловянных солдатиков. Оставшись в одиночестве, США не в состоянии справиться с хаосом, который всегда сопровождает разрушение любой стройной геополитической конструкции.

На наших глазах возникает новый миропорядок. Меняются территории государств, их статус. Человечество живет достаточно долго, чтобы обратить внимание на повторяемость некоторых событий. Сейчас, накануне календарного конца тысячелетия, мы не можем пропустить того очевидного факта, что оказались в центре гигантской геополитической стройки. Объект - новый мир. Дата окончания строительства неизвестна. Процесс пошел.

Семен Новопрудский

***

В Москве появился уникальный по своему статусу и ожидаемому политическому влиянию орган - Совет глав представительств республик Российской Федерации. Практически это первый случай, когда республики, ранее никогда не предпринимавшие в Москве скоординированных совместных действий, объединились в некую организацию, призванную отстаивать общие интересы. Пока, правда, до конца эти интересы не сформулированы, но обозначилась тенденция: существующая схема федеральных отношений (по вертикали исполнительной власти) между Москвой и регионами содержит очевидные пробелы. И республики опережают федеральную власть в их заполнении. По сути дела медленно и постепенно начинается процесс изменения структуры федеральных отношений, причем определить сейчас его положительные или отрицательные стороны весьма сложно. Речь идет об "инициативе снизу", которая фиксирует прямую связь между республиками и федеральной властью, минуя Миннац и тем более некие "территориальные министерства", идея образования которых несколько раз вбрасывалась в правительство.

Несмотря на то что пока объединились только постпредства нацреспублик, интерес к этой организации активно проявляют и некоторые регионы. По экономической значимости Свердловская область, например, заметно важнее, чем, скажем, Ингушетия, в которой начисто отсутствует легальная экономика, но российским областям редко приходится решать чисто политические проблемы с федеральной властью или выполнять "консульские" функции в Москве.

Как раз положение в Москве с "лицами кавказской национальности" и стало последней каплей, подтолкнувшей постпредства северокавказских республик к идее создания совета. В постпредства ежедневно обращаются жители этих республик, подвергающиеся ущемлению по национальному или географическому (прописка) признаку со стороны московской милиции. Постпред Дагестана Гаджи-Магомед Гаджиев сам несколько раз попадал в аналогичные ситуации вплоть до задержания нетрезвым патрулем. "Лица кавказской национальности" с российским гражданством подготовили несколько совместных обращений к мэру Москвы, которые, как ни странно, возымели действие. Отозвавшись на "дипломатические ноты", Юрий Лужков издал 22 октября распоряжение о создании "горячей линии", по которой можно жаловаться на произвол милиции.

Однако постепенно идея совместных действий из локальной тяжбы за гражданские права с мэром Москвы переросла в более крупную политическую акцию. Пока совет глав постпредств считается консультативной организацией, но на последнем его заседании обсуждалось "Положение о совете", которое определяло бы статус и права этой организации. По словам присутствовавшего на этом заседании представителя администрации президента, в прежние годы существовало несколько проектов документа, однако только в последние месяцы положение неожиданно быстро было согласовано и предложено Кремлю. Последние несогласованные детали имели уже личный характер: чиновники тщательно прописывали свой статус госслужащих, который гарантирует им выслугу лет и пенсию.

Однако некоторые республики против расширения совета за счет областей, поскольку это якобы понижает их статус (постпреды республик аккредитованы при президенте и правительстве РФ, а областей и краев - только при правительстве). Кроме того, между отдельными республиками ведется собственная сложная игра, отражающаяся, например, на кадровом составе совета (в результате консенсуса его главой стал полпред Северной Осетии Эрик Бугулов, а старейшиной-дуайеном и.о. полпреда Адыгеи Юрий Романов). Но так или иначе, новая схема федерализации начинает просматриваться.

***

В ходе азиатского турне германский канцлер Герхард Шредер выступил с инициативой добиваться расширения "большой восьмерки" за счет принятия в нее Китая. Можно только догадываться, что скажет ему в ответ председатель КНР, который и раньше не проявлял особой охоты подключаться к "восьмерке" и отвечал, что Китаю "это не нужно". Пекин и по сей день держится достойно, ничто не говорит об изменении его позиций, и тем более любопытно, что заставило Шредера фактически упрашивать китайцев пожаловать в элитный клуб, куда Россия буквально рвалась долгие годы и куда ее долго не пускали.

Многое проясняется, если иметь в виду, что совсем недавно на Генассамблее ООН Германия потребовала для себя постоянное место в Совета Безопасности. Китай, как известно, входит в пятерку постоянных членов СБ, имеющих право вето на любую резолюцию, и без его согласия реформа сложившихся с 1945 года структур ООН невозможна. Уж не думает ли Шредер таким образом купить лояльность Пекина при обсуждении вопроса о предоставлении ФРГ постоянного места в СБ?

Борис Виноградов

***

Андрей Дмитриев, писатель:

- Если нарушить евангельский постулат "довлеет дневи злоба его" и попытаться заглянуть в ближайшее будущее, в неумолимо приближающийся XXI век, то становится ясно: в мире будут бороться две тенденции.

Одну из них олицетворяет для меня Евросоюз с его лозунгом тотального объединения разнородных территорий. Эта тенденция производит на меня крайне удручающее впечатление. Результатом ее может стать всеобщее нивелирование культур. Все ведущие страны взаимно редуцируются, как редуцировались европейские валюты в аморфную единицу - евро (а валюта - тоже есть часть культуры); мало того - и хуже того: внутри этого конгломерата слабые объединятся против сильных, меньшинства против большинства. А диктатура меньшинств ничем не лучше, чем диктатура пролетариата. По той же самой причине я против объединения Белоруссии и России. (Особенно в форме ползучего переворота, когда российские области, не спрашивая согласия Москвы, фактически смыкаются с белорусскими областями, - это и есть наглядный пример союза слабых окраин против сильного центра.) Не нужно нам никакого СНГ.

Вообще я надеюсь, что геополитика (не как философическое занятие кабинетных ученых, а как целеполагающее действие политиков, военных, олигархов) будет когда-нибудь объявлена уголовно наказуемым делом. Поскольку она всегда была, есть и будет наукообразным прикрытием аморализма, осуществлением корпоративных интересов под сурдинку усыпляющих разговоров об интересах общенациональных. Что бы ни говорил ее апологет Збигнев Бжезинский. Нет, господа политики, общенациональные интересы - это мои интересы. Интересы гражданина, частного лица. А геополитика - ваша игрушка, в которую нормальные люди играть не должны. Нельзя быть порядочным человеком и заниматься при этом геополитикой.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz