Финансовая неделя
01.11.1999
Лев Макаревич

За войной в Чечне стоят большие деньги

ДВИЖЕНИЕ гигантских денег кроется за войной в Чечне. Чтобы экономически обосновать боевые действия в Ичкерии, российские власти распространили в СМИ примерную смету того, во что до конца 1999 г. обойдется России, с одной стороны, существование "бандитского режима" и, с другой - его уничтожение военными средствами. Приводились следующие расчеты.

Потери для федерального бюджета: трансферты из казны - 70 млн руб., трансферты из Пенсионного фонда - 79 млн руб., неоплачиваемые поставки электроэнергии - 450 млн руб., даровые поставки газа - 150 млн руб., невозврат переработанной нефти (200 тыс. т невозвращенного бензина) - 1 млрд руб., дополнительные расходы на оплату транзита ранней азербайджанской нефти через территорию Чечни (по 16 долл. за тонну) - 600 млн руб. Потери для российского населения: изготовление фальшивых долларов и рублей - 1,3 млрд руб., грабежи, угоны скота и автомобилей - 20 млн руб., выкуп заложников - 50 млн руб. Итого: 3,7 млрд рублей.

Расходы на войну в Чечне: дополнительные закупки горючего - 20 млн руб., закупки продовольствия и медикаментов - 100 млн руб., зарплата контрактников и офицеров - 300 млн руб., дополнительные закупки боевой техники - 1,5 млрд руб., обустройство беженцев - 193 млн руб. Итого: 2,1 млрд рублей.

Смета военной кампании

Сомнения в правильности оценки стоимости войны власти опровергают тем, что почти два месяца боевых действий никак не сказались на бюджете и кредитно-денежном обращении. Это, в свою очередь, объясняется тем, что техника, боеприпасы и прочее снабжение армии поступают со складов, которые забиты под завязку. Но приведенные цифры рассыпаются, когда дело доходит до реальности. Только на "фронтовые", ремонт и приобретение ГСМ, инженерное обустройство санитарного кордона вокруг Чечни министерству обороны и МВД обещано 8,7 млрд рублей.

В Белом доме оценивают расходы на чеченскую кампанию в 30 млрд руб. до конца 1999 г. и признают, что в действительности сумма может стать значительно больше, так как она в принципе непрогнозируема. В сентябре на боевые действия истрачено 2,5 млрд руб., в октябре - 4 млрд руб. При такой динамике в ноябре затраты возрастут до 6,4 млрд руб., в декабре - до 10,2 млрд рублей.

Тем временем ассигнования на нужды Минобороны экстренно наращиваются на 60 млрд руб. до конца декабря. На закупку оружия и боевой техники правительство израсходует еще 4 млрд руб. Срочно выделяются деньги на оплату ГСМ и электроэнергии. Для погашения долга по денежному довольствию - 8,7 млрд руб., на увеличение зарплаты военным - 3,6 млрд руб., гражданским в вооруженных силах - 4,6 млрд руб., еще 200 млн руб. на прочие расходы. Сокращаются долги предприятиям ВПК по госзаказам и НИОКР, которые все равно остаются большими и достигнут 23 млрд руб. к концу года.

В бюджете-2000 финансирование армии возросло со 119,35 млрд руб. до 140,8 млрд руб. Из дорожного фонда (34 млрд руб.) на нужды министерства обороны собираются выделить 5,5 млрд руб. Оборонный заказ решено увеличить до 54 млрд рублей.

Пожарная мобилизация средств

Поскольку в бюджете-99 расходы на войну не планировались, средства на ее ведение в пожарном порядке мобилизуются из других источников. Одним из них названы дополнительные доходы, ожидаемые к концу октября в сумме до 90 млрд руб. Их планируют получить за счет увеличения экспортных пошлин на нефть (мировая цена которой, как надеются, сохранится высокой и в 2000 г.), поступлений в федеральную казну, превышающих 50 проц. доходов консолидированного бюджета (не менее 20 млрд руб.), экономии на социальных расходах (то есть их сокращения), а также средств Центробанка. В правительстве напомнили, что из 32 млрд руб., которые по закону о бюджете можно занять у ЦБ, пока заимствовано 7 млрд руб. Если всего этого не хватит, остается последний ресурс - печатный станок (инфляция). Другими словами, все доходы казны могут быть брошены в топку войны.

Проблема в том, что цифра "до 90 млрд руб." - прогнозная и зависит от множества условий. Например, если МВФ предоставит до конца года обещанные два транша (1,2 млрд долл.), Лондонский клуб отсрочит погашение текущих выплат (600 млн долл.) по общему долгу в 1999 г. и не упадут мировые цены на энергоносители и сырье. Если МНС соберет все запланированные налоги. Если не повторятся массовые взаимозачеты и не появятся новые фискальные льготы. Если удастся уменьшить потенциал спекулятивного спроса на валюту, который сама Неглинная оценивает в 4 млрд долл., или почти на все резервы в СКВ Центробанка. Если, наконец, будет обеспечена полная прозрачность финансовых и материальных потоков в армии для контролирующих инстанций.

Зарплата в ущерб боеспособности

В частных беседах бывшие и действующие чиновники правительства признают, что это невыполнимая задача. Минобороны не перешло на казначейскую систему исполнения бюджета. Его траты никем не систематизируются. Военная реформа не проведена. В результате свыше двух третей расходов министерства идет на денежное довольствие военнослужащим, зарплату гражданским, социальные выплаты, премии, дотации. На приобретение вооружений, боевую подготовку тратится менее одной трети бюджетных средств, что приводит к низкой боеспособности и большим потерям во время боевых действий.

Как работает механизм дополнительных доходов, можно судить по такому примеру. В бюджете-99 предусматривалось: один процент с подоходного налога, отчислений от различных фондов пойдет на финансирование армии. Планировалось получить 14 млрд руб., в действительности поступило около 2 млрд руб. по состоянию на октябрь 1999 г. По решению Кремля и Белого дома военнослужащие на передовой должны получать тысячу долларов в месяц, остальные - по полтора оклада, которые Минобороны хочет увеличить в два раза. Если верить депутатам Госдумы, побывавшим в российских частях в Чечне, деньги где-то оседают и до армии не доходят.

Уже обнародовано, кто конкретно получит дополнительные ассигнования и заказы. Это предприятия, производящие новые вертолеты "Ка-50" "Черная акула", самолеты "МиГ-29 УБТ", "МиГ-29 СМТ", фронтовые бомбардировщики "Су-24", штурмовики "Су-25", танки с повышенной защитой от поражения средствами ближнего боя. Значительные финансовые вливания получают заводы, выпускающие стрелковое оружие, прежде всего снайперские винтовки калибра 7,62 мм, 9,3 мм и 12,7 мм, снайперские прицелы "Гиперон", прицелы ночного видения пассивного типа с дальностью действия до 800 метров, качественную оптику, лазерные целеуказатели.

Денег на армию не жалеть

В начале октября в Зеленодольске состоялось полузакрытое совещание руководителей предприятий по производству боеприпасов и комплектующих к ним. Было решено срочно нарастить выпуск продукции в 2 - 2,5 раза в связи с войной в Чечне, в первую очередь самого ходового калибра - от 23 до 40 мм. Как заявил заместитель генерального директора недавно созданного агентства "Росбоеприпасы", денег на патроны и снаряды жалеть не будут.

Крупные заказы сделаны предприятиям, выпускающим реактивные снаряды, технические средства связи тактического звена, индивидуальные средства защиты от автоматного и винтовочного огня. Большие средства будут истрачены на поставки продовольствия, медикаментов, униформы, ГСМ, комплектующих и запчастей, строительных материалов, на перевозку грузов железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. Золотое время для интендантства.

Всего армии в 1999 г. нужно 350 новых танков, 400 - 450 единиц бронетехники, 400 артиллерийских установок, 22 спутника. Но полное снабжение затяжной наземной кампании на Северном Кавказе может сократить финансирование другой военной техники, расходы на которую заложены в бюджете-99. Это 10 межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М", один стратегический бомбардировщик "Ту-160", атомная подводная лодка, большой противолодочный корабль, ракетный корабль. У правительства до сих пор не было денег для оплаты даже минимальных потребностей армии. В первом полугодии военный госзаказ был оплачен всего на 20 проц. По состоянию на октябрь военный бюджет был исполнен на 75 проц. Из-за непредвиденных расходов на войну пришлось приостановить приоритетные ракетные программы "Тополь-М" и "Булава". Для перевооружения требуется 16 млрд долл. в год - тратится менее 1 млрд долл.

Золотой Гольфстрим

Крупные барыши сулят восстановительные работы. В 1995 г. на реконструкцию разрушенной войной Чечни было истрачено 6,8 трлн тогдашних руб., в 1996 г. - 15 трлн руб., которые направлялись через доверительные банки и компании. Это был золотой Гольфстрим, поскольку строилось на копейки, тут же уничтожалось бомбардировками, а бюджетом оплачивалось на сотни миллиардов.

Война - доходный бизнес не только для подрядчиков, ВПК, армии, но и для ТЭКа. Масштабы его потерь от существования самостоятельной Чечни и прибылей в случае ее подавления в сотни раз (в долларовом эквиваленте) превышают бонусы, получаемые военными предприятиями и гражданскими компаниями. Масштабы товарных и финансовых потоков, за которые развернулась ожесточенная борьба, огромны. Она ведется сразу на нескольких уровнях - локальном, межгосударственном и глобальном.

На локальном театре неподконтрольная Чечня путает все карты российским нефтяным баронам на Северном Кавказе и в Черноземье. Весной и летом 1999 г., когда олигархи повели бензиновую войну с целью очередного передела рынка и установления новых монопольно высоких цен в хлебопроизводящих регионах (Ставрополье, Краснодарский край, Ростовская, Воронежская, Орловская и другие области), "наварить" дополнительные миллиарды не удалось. Чеченские производители ГСМ буквально затопили всю южную провинцию своим самопальным горючим из сырья, которое добывалось из сотен врезок в магистральный нефтепровод Баку - Новороссийск и поставлялось на 15 тыс. мини-заводов, принадлежащих различным чеченским кланам. Бензин и солярка продавались вдвое дешевле, чем российские, и без налогов, естественно. Нефтяное лобби было наиболее активным заказчиком войны в Чечне. И первое, что там уничтожает авиация, это нефтеперерабатывающие мощности, нефтехранилища, склады горюче-смазочных материалов.

Прибыли нефтяных баронов

Боевые действия в Ичкерии - дополнительный фактор роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, что приносит повышенные прибыли нефтяным компаниям (причем не только российским), а также (через налоги и пошлины) госказне и (через обязательную продажу 75 проц. экспортной выручки) Центробанку, пополняя его золотовалютные резервы. Многим государствам - членам ОПЕК экономически выгодна война в Чечне. Представители Объединенных Арабских Эмиратов даже предложили В.Путину помощь в финансировании российского ВПК. Жест был продиктован текущими коммерческими и стратегическими соображениями.

Чечня мешает российским нефтяным компаниям в транзите каспийской нефти, которая уже начала поступать на международные рынки, минуя Россию, - через грузинский порт Супса. Проходящий по территории Дагестана, Чечни, Ставрополья и Краснодарского края нефтепровод (140 км) рассчитан на перекачку 7 млн т сырья в год. В 1998 г. по нему было доставлено 2,7 млн т. В 1999 г. большую часть времени труба простаивала, так как по пути нефть разворовывалась. Велики тарифы за транспортировку - 16 долл. за тонну против 2 - 3 долл./т через Грузию. При плановых поставках 2,2 млн т потери России составляют 34,5 млн долл. Из нефтепровода крадется не менее 130 тыс. т. Компенсировать недостачу приходится Москве. При цене нефти 18 долл./барр. возмещать Азербайджану приходится 17 млн долл. На самом деле нефти воруют до 150 - 170 тыс. тонн.

Попытки доставлять сырье по железной дороге Баку - Махачкала - Новороссийск провалились, так как она оказалась не в силах перевезти 2,2 млн т нефти, оговоренных в соглашениях с Азербайджаном. Баку не устроил и тариф такого транзита - гораздо выше, чем по трубопроводу.

Жирный кусок для подрядчиков

В последнюю неделю октября Минтопэнерго объявило о начале монтажа труб для нефтепровода в обход Чечни - от Махачкалы через Ставропольский и Краснодарский края до Новороссийска. Если это не блеф с целью нажима на Ичкерию и сторонников транспортировки каспийской нефти по маршруту Баку - порт Джейхан (Турция), который является конкурирующим для российского, проект сулит неплохие барыши подрядчикам и владельцам. Строительство обходной ветки протяженностью 312 км (как планируется за 6 - 8 месяцев) обойдется минимум в 332 млн долл. Возглавит работы специально созданное АО "Каспийско-Кавказское трубопроводное управление".

Финансировать строительство планируется за счет "Транснефти" (10 проц.) возможно, Азербайджанской международной операционной компании (10 проц.) и российских нефтяных компаний (остальные 80 проц.). "ЛУКойл", "Тюменская нефтяная компания", "Роснефть" якобы дали предварительное добро. Сбербанк и Европейский банк реконструкции и развития согласились выдать гарантии на 120 млн долл. Уже это неплохой кусок для банков, берущих свой процент за такую услугу, и подрядчиков, чья техника будто бы стоит под парами, если проект реализуется.

Оснований для подобных опасений предостаточно. 250 км нового трубопровода пройдут по Дагестану, который находится в сфере действия чеченских боевиков. Достаточно вспомнить о рейдах на Кизляр, расположенный неподалеку от будущей ветки, о попытках взорвать участок действующей магистрали в 1999 г. Сама республика тоже политически нестабильна. Захотят ли инвесторы рисковать? Остаются нерешенными и другие вопросы. Баку недоволен тем, что "Транснефть", получая из Азербайджана высококачественную нефть, взамен ее поставляет из Новороссийска свою - "Юралс", которая значительно хуже и дешевле, зарабатывая по 1 - 2 доллара с каждой тонны.

Ставка - миллиарды долларов

Недоверие вызывает рентабельность проекта. Он окупится при транзите через новую трубу 12 - 15 млн т нефти в год. Но, по словам Сабита Багирова, главы Азербайджанской государственной нефтяной компании (ГНКАР), ни к середине 2000 г. (предполагаемому финалу строительства), ни в течение ближайших 3 - 4 лет ГНКАР не будет подобных экспортных потоков. Максимум, добываемый компанией, 9 млн т, из которых 7 млн т расходуется внутри республики, а 2 млн т вывозится за границу через трубопровод Баку - Супса. Освоение основных месторождений Азери, Чираг, Гюнешли планируется не ранее 2000 г., и окупаемость ожидается через десять лет. Если все эти факты верны и строительство все-таки начнется, оно будет выглядеть как попытка сорвать хороший куш, воспользовавшись неразберихой большой кавказской войны.

Установление полного контроля над чеченской частью трубы - жизненно важная задача для российских нефтяных компаний. С их точки зрения военная победа в Ичкерии является единственной возможностью не быть оттесненными от межгосударственного и глобального противоборства за товарные, финансовые и транспортные потоки, идущие из Западной Европы к богатейшим месторождениям Закавказья, Каспия, Средней Азии и обратно.

Огромные убытки несет Россия, которую отсекли от транспортного моста Европа - Кавказ - Азия (TRACECA), который ЕС инициировал в 1994 г., завязав в единый жгут все водные, железнодорожные, автомобильные трассы Грузии, Армении, Азербайджана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Киргизии и далее - Китая, других азиатских стран, лежащих на Великом шелковом пути. В 1998 г. этот мост оттянул из России 200 млн долл., в 1999 г. - 300 млн долл., так как доставка грузов по нему вдвое дешевле и на несколько дней быстрее, чем по Транссибу. Если коридор отвлечет на себя все 7 млн т грузов в год между Европой и Средней Азией, Россия потеряет 1 млрд долл. Сейчас она зарабатывает на транзите около 3 млрд долл., хотя могла бы получать 18 млрд долларов.

Конкурирующие трубопроводы

Главная ставка в этой глобальной игре - нефтегазовые потоки. В районе Каспийского и Аравийского морей, на прилегающих к ним территориях сосредоточено около 50 трлн т нефти и сотни трлн куб. м природного газа, которого только в одном азербайджанском шельфе больше, чем в Северном море. Всего в каспийском шельфе содержится 4 трлн т нефти. За доступ к ним ведется ожесточенная борьба в границах двух трансконтинентальных коридоров - кавказского и афганского.

В 1997 г. весь Каспийский регион, включая российскую и иранскую часть, производил 73 млн т нефти в год. По прогнозам в 2010 г. добыча возрастет до 213 млн т. На долю Азербайджана приходится соответственно 12,1 млн т и 97,3 млн т. Для увеличения добычи сырья потребуются инвестиции от 5 до 12 млрд долл. Дать их могут лишь заинтересованные компании из США, Западной Европы, государств - членов ОПЕК. Для них маршрут, по которому потечет добываемая нефть, имеет огромное экономическое и геополитическое значение. Сразу три ветки (и группы стран) вступают в конкуренцию между собой: северокавказская (через территорию России), закавказская (Азербайджан, Грузия, Турция) и южная (Иран).

Закулисные кукловоды

Пока Москва бомбит и утюжит танками Чечню, пытаясь вернуть себе контроль над нефтепроводом на Северном Кавказе, во всю функционирует магистраль Баку - Супса. Одновременно ведутся переговоры о строительстве ветки до турецкого порта Джейхан. Главная трудность - в дороговизне. Инвесторы согласны участвовать при стоимости магистрали не выше 2,4 млрд долл. Реально она обходится в 3,5 - 4 млрд долл. Разницу будто бы готова погасить Турция, снизив тариф за транзит нефти. Соглашение об этом ожидается в ноябре.

Для приемлемой рентабельности проекта требуется также подключить к нему запасы не менее 1 млрд т. Но в месторождениях Азери, Чирак, Гюнешли подтверждено пока около 670 млн т, поэтому встал вопрос о срочном подключении к трубопроводу Казахстана и Туркмении. За их обработку активно взялся Вашингтон, который опекает закавказский маршрут. США являются посредником между Астаной и Ашхабадом в разграничении морских границ на Каспии. Американская компания "Пи-эс-джи интернэшнл" стала оператором строительства Транскаспийского газопровода (ТКГ) для доставки туркменского газа через Азербайджан и Грузию в Турцию (г. Эрзрум). Протяженность магистрали около 2 тыс. км, стоимость - 3 млрд долл. Завершить строительство намечается в 2002 г. Объем поставок - 16 млрд куб. м в год. Технико-экономическое обоснование, проведенное фирмой "Энрон" (США), было оплачено правительством Соединенных Штатов. ТКГ составит серьезную альтернативу проекту "Голубой поток" по снабжению Турции 16 млрд куб. м российского газа. Его планируется доставлять по 1213-километровой ветке, часть которой будет проложена по дну Черного моря до Самсуна. Стоимость работ - 1,7-2 млрд долл. Деньги на них не найдены, и, пока продолжается война в Чечне, сделать это будет трудно.

На прицеле - российские регионы

Сейчас казахская нефть с Тенгизского месторождения вывозится через самарскую трубопроводную сеть и экспортируется через порты Новороссийска и Петербурга (всего примерно 9 млн т в год). При полномасштабном освоении нужны более мощные транзитные магистрали. Для этого в 1992 г. был создан Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), куда вошли Россия, Казахстан, Оман, а также компании из США, Англии, Италии и три СП. Он должен проложить трубопровод длиной 1558 км с пропускной способностью до 68 млн т сырья в год и связать Тенгиз с Новороссийском. Стоимость оценивается от 2,4 до 3,7 млрд долл. Срок эксплуатации - 40 лет.

Астраханская область, Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края, через которые проляжет магистраль, будут получать 70 проц. уплачиваемых КТК налогов и половину прибыли, причитающейся России от эксплуатации трубы (23 млрд долл.), как планируется, с середины 2001 г. Возможно подключение к ней Туркмении. Если Астана и Ашхабад присоединятся к закавказскому маршруту, проект КТК проваливается и обесценивается военная победа Кремля в Чечне.

Обработку туркменского правительства напористо ведет американская компания "Юнокал", лоббирующая свой проект: транспортировку сырья из республики через Афганистан и Пакистан к портам Аравийского моря. Стоимость проекта - 2,5 млрд долл. В дальнейшем к трубопроводу планируется подключить нефтепровод, соединяющий Западную Сибирь, Казахстан и Узбекистан, чтобы качать энергоносители напрямую из российских регионов, всячески поощряя их экономическую и политическую самостоятельность.

Великая шахматная доска

Нестабильность на Северном Кавказе хоронит еще один трансконтинентальный проект: снабжение Западной Европы нефтью из Кувейта через Ирак, Иран, Азербайджан и Россию, который обсуждается в западных СМИ как дело не столь отдаленного будущего. Вот как описывает его контуры в своей книге "Великая шахматная доска" Збигнев Бжезинский, служивший советником нескольких администраций США: "Первостепенный интерес Америки состоит в том, чтобы... ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство (на Каспии), а мировое сообщество имело бы к нему беспрепятственный финансово-экономический доступ. Геополитический плюрализм станет устойчивой реальностью только тогда, когда сеть нефтепроводов и транспортных путей соединит регион непосредственно с крупными центрами мировой экономической деятельности через Средиземное и Аравийское моря так же, как и по суше. Следовательно, усилия России по монополизации доступа требуют отпора как вредные для стабильности в регионе".

Для достижения данной цели Соединенные Штаты задействовали колоссальные экономические, финансовые, политические, религиозные рычаги, превратив в своих союзников даже соперничающие ветви ислама - шиитов, суннитов, влиятельных в Чечне суфиев и ваххабитов. Ставка на ислам облегчила для США работу в мусульманских республиках бывшего СССР, где расположены основные месторождения стратегического сырья, и внутри мусульманских анклавов в России, сидящих на транспортных артериях, по которым доставляются нефть и газ на мировые рынки.

В этой глобальной шахматной партии не добиться победы силой оружия, даже в масштабах крохотной Чечни. Для решения геополитических задач требуется совсем иное обеспечение - прежде всего адекватная экономическая и политическая мощь. К сожалению, от нее мало что осталось за последние десять лет. Восстанавливать ее придется уже другой власти.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz