Известия (Россия)
21.12.1999
Светлана Бабаева, Константин Катанян

На распутье

Выборы кончились. Наши победили?

Кто такие наши? Если под "нашими" понимать действующую власть, за которую в той или иной форме и проголосовали три четверти избирателей (т.е. поддержали собственных губернаторов, присягнувших "Единству" и премьеру Владимиру Путину, одобрили социальную политику кабинета, выплачивающего пенсии и зарплаты и воюющего в Чечне с террористами, согласились на существующий режим и фамилии, наконец, не списали в архив либеральные идеи), то "наши" победили. Что дальше, кроме президентских выборов?

А дальше ежедневная работа с новым парламентом, направленная на: первое - сохранение той хрупкой политической стабильности в стране, которой едва-едва достигли, да и то беда (Чечня) сплотила, второе и главное - на превращение России в нормальную и желательно процветающую страну. Задачей власти становится плотная работа с парламентом. Принятие наконец-то множества законов, лежащих мертвым грузом на протяжении месяцев.

И вот приходит политически поддерживаемый со всех сторон Путин в Думу и что он там видит? А увидеть он может несколько фракций, мучимых политическими комплексами, своим представлением о счастье избирателя, требованиями губернаторов и предприят- ий-отраслей-лоббистов.

Путин начинает диалог. С кем? По подсчетам партаналитиков и специалистов Центризбиркома, в Думе будут такие фракции: коммунисты, потерявшие несколько членов, но при этом остающиеся самой многочисленной фракцией со 120-150 депутатами из 450 возможных (после вероятной перегруппировки внутри группы ныне независимых кандидатов); "медведи" в количестве 80-90 штук (партсписок плюс одномандатники плюс экс-независимые); более полусотни "отечественников", три десятка правых; человек двадцать "жириков", примерно столько же "яблочников" и сотня независимых пока депутатов. И что он с ними будет делать?

Контролировать большинство голосов левые уже не смогут - это большое достижение выборов. Им придется искать поддержку у ОВР, но там далеко не все симпатизируют коммунистам. По крайней мере, при обсуждении экономических и части политических законов блок наверняка будет искать контакты на правом фланге, и лишь по социальным вопросам позиции КПРФ и ОВР могут оказаться весьма схожими. По каким-то "прорывным" вещам (типа приостановки действия ряда законов, не обеспеченных доходами бюджета) кабинет найдет поддержку у правых, блока Жириновского. Найдет и у "яблочников", если те будут голосовать несолидарно. Но этого мало - нужны голоса "медведей" и "отечественников". Вот тут-то и могут начаться проблемы.

Дело в том, что оба эти блока очень рыхлы и идеологически, и структурно. К ОВР примкнули многие из тех, кто искал поддержки сильных, зная, что без серьезной "крыши" избиратель может им не поверить. "Единство" и вовсе стало новой партией власти, которой быстро придал вес премьер Путин и десятки губернаторов, присягнувших ему как возможному президенту. Но президент президентом, а ведь есть еще собственные интересы, вовсе не тождественные интересам правительства в целом и Путина в частности. Что делать премьеру, если голосов для проведения важного законопроекта так и не наберется? Конечно, пойдут, как это было и в прежней Думе, ходоки из Кремля, правительства и министерств, будут "работать" с депутатами, убеждать. Но в канун президентских выборов действующая власть обострять отношения с парламентом, двойным иммунитетом защищенным от разгона (не разгоняют за полгода до президентских выборов и первый год после выборов в саму Думу), естественно, не будет. Придется раздавать политические реверансы, закрывать глаза на некоторые непринятые решения (или принятые, но совсем не те, что требовались) и "дружить" с основными политическими лидерами. После президентских выборов, которые - если нынешняя политическая дружба сохранится - пройдут спокойно, ситуация может измениться. Предложат, например, Думе неудовлетворяющую ее кандидатуру премьера - вот тебе конфликт.

Впрочем, и до выборов у парламента с правительством есть как минимум две темы, в которых они могут не сойтись во мнениях. Первая - кандидатура спикера. Кроме Евгения Примакова и Сергея Степашина других реальных претендентов пока нет. Есть Сергей Кириенко, но его не поддержат коммунисты, многие представители ОВР, а то и "Единство". Тогда, к примеру, правительство будет за Степашина, а большая часть Думы - за Примакова.

Второй "острый угол" - состав самого кабинета. Результаты выборов дают Путину возможность уйти от своего зависимого во всех смыслах от Кремля положения. Заручившись поддержкой значительной части парламента, премьер может затеять, например, кадровые перестановки в правительстве и убрать наконец несколько персон, которых он просто "терпит", заменив фигурами, лояльными именно ему. Но тут же Путин натыкается на другую проблему: новые фигуры должны быть приемлемы для Кремля и для парламента одновременно. Иначе премьер лишится поддержки того или иного центра власти и попадет по сути в ситуацию Кириенко или Примакова.

Разведчику, мочителю в сортирах, официальному преемнику, надежде нации придется стать еще политическим лоцманом.

По предварительным

данным, из 450 депутатов седьмой Государственной

думы России:

членов КПРФ

по федеральным спискам - 68,

по одномандатным округам - 43

"Единства"

по общефедеральным спискам - 66,

по одномандатным округам - 10

"Отечества - Всей России"

по федеральному списку - 33,

по одномандатным округам - 29

"Союза правых сил"

по федеральному списку - 24,

по одномандатным округам - 5

"Яблока"

по федеральному списку - 17,

по одномандатным округам - 5

"Блока Жириновского"

по федеральному списку - 17,

по одномандатным округам - 0.

В одномандатных округах победили 105 кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями и формально пока не связанных с партиями и блоками.

По данным на середину дня 20 декабря, КПРФ набрала 24,38% голосов избирателей, медвежье "Единство" - 23,68%, "Отечество - Вся Россия" - 12,08%, "Союз правых сил" - 8,71%, блок Жириновского - 6,15%, почти столько же у "Яблока" - 6,1%.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов Москва, 113035, ул. Садовническая, д. 71, стр. 11; тел./факс: (095) 959-54-14
 

Сайт управляется системой uCoz