Общая газета
16.12.1999
Елена Костюк

Девятый вал подделок

Грозит захлестнуть нас в следующем году

Проблема фальшивых потребительских товаров, заполонивших отечественные рынки, приобрела масштабы национального бедствия, так как по оценкам экспертов объем подделок составляет от 40 до 75 процентов в зависимости от специфики продукции. Не случайно в этом году в Управлении по экономическим преступлениям ГУВД Москвы создан специальный отдел, который занимается выявлением фальсификата на потребительском рынке. Его руководитель майор Садик Алимов согласился взять корреспондента "ОГ" на дело.

Маргарин под видом масла

В Отдел по борьбе с фальсификатом поступила информация о том, что на одном из рынков реализуется "псевдовологодское" масло. Оперативники провели негласные проверочные закупки, и экспертиза подтвердила, что эта продукция в действительности является маргарином с минимальными вкраплениями масла. Вскоре был обнаружен цех, где производилось "масло". На задержание на улицу Новая Басманная направились две группы. Когда машина с поддельным товаром выехала из ворот дома, одна группа последовала за ней на оптовый рынок. Фальсификаторов взяли сразу же после того, как они передали товар оптовикам. Вторая группа в это время ворвалась в комнату, которую цеховики арендовали в подсобном помещении кафе. Сначала организаторы нелегального производства пытались убедить губэповцев, что они просто отдыхают в кафе и перепутали дверь, направляясь в туалет. Затем, когда оперативники "раскрыли карты", начали горячо доказывать, что изобрели выдающееся масло. Правда, сразу сникли после вопроса, почему же свое изобретение они упаковывают в фольгу с логотипом "Вологодское"? Оперативники объяснили, что в России существуют ГОСТы и собственное "маслотворчество" карается законом. Цеховиков увозят в следственный изолятор, а мы с Алимовым возвращаемся на Петровку.

"Объем фальшивок на потребительском рынке после кризиса превысил все допустимые нормы. А в следующем году проблема подделок встанет с еще большей остротой. Фальсификаторы выходят на серьезные масштабы производства", - считает Алимов. Почти за год работы возбуждено 10 уголовных дел. Конечно, это капля в море фальшивок, но лучше, чем ничего. Обнаружены нелегальные производства "вологодского" сливочного масла, минеральной воды "Боржоми", муки "Мелькомбината в Сокольниках", моторного масла "Лукойл". Это не считая подделок алкогольной продукции, которой в силу их огромных масштабов занимаются специальные правительственные и налоговые подразделения. Реализуют фальшивки в основном через оптовые рынки. Стоит подделка, как правило, значительно дешевле.

Самый прибыльный объект подделок (опять же, не считая водки) - минеральная вода. Для приготовления "лже-боржоми" требуется тонна воды, две пачки соли, пачка соды и пузырек йода. На каждый доллар, вложенный в производство фальсифицированной воды, преступник получает три доллара прибыли. Настоящим центром подпольной индустрии стало Подмосковье. Там проще затеряться. Арендовал ангарчик в глухой деревеньке и сколачивай преспокойненько состояние. Так, в деревне Ложки под Зеленоградом под маркой "Лукойл" разливали низкосортное тракторное масло. Причем милиционеров поразило, что отпечатанные фальсификаторами в Белоруссии этикетки не уступают по качеству полиграфии оригинальным.

Без надежды на государство

Отдел из восьми сотрудников не может проверить каждый продукт в огромной Москве. Да и не его это задача. "Проверка соответствия продукции сертификатам входит в обязанности госторгинспекций. У них есть много информации по фальсификату, но установить тесные рабочие отношения не получается. Разве что они нас приглашают как физическую защиту, когда чего-то опасаются", - говорит Алимов. В результате законопослушные производители чувствуют себя сидящими в повозке, которую государственные структуры тянут в разные стороны. "У нас нет единого государственного органа, который бы занимался проблемой подделок, оперативно защищал производителя. Это одна из причин неэффективности усилий по борьбе с фальсификатом", - уверен начальник юридической службы кондитерской фабрики "Красный Октябрь" Константин Феденюк.

Не служит святому делу защиты от нелегалов и закон. Точнее, он имеет лазейку, которая позволяет преступникам уходить от ответственности. В Уголовном Кодексе есть две статьи: 159-я "Мошенничество" и 200-я "Обман потребителя". Ответственность по этим статьям совершенно разная. По 159-й наказание предусматривает конфискацию имущества, срок заключения. А 200-я статья содержит более мягкие санкции, штраф. Но в обеих статьях есть норма об обмане потребителя, причем законодательство не ставит грани между цехом по производству поддельной минералки и тетей Груней, которая обвесила кого-то на рынке на 30 граммов. Ведь в обоих случаях в итоге страдают потребители. "Мы стремимся доказать, что цех - это мошенничество, а не обман потребителя, - рассказывает Алимов. - Тратим месяцы на сбор доказательств о мошенничестве, а следствие очень часто переквалифицирует 159-ю статью на 200-ю, поскольку с "Мошенничеством" дольше работать, система доказательств намного сложнее".

Еще пример постоянных трений. Следствие усматривает подвох, когда исследования проводятся в лаборатории заинтересованного лица, то есть легального производителя. По сути-то верно. Но возьмем одно из последних дел: по поддельному моторному маслу "Лукойл" надо было сделать минимум 25 исследований, каждое стоимостью 1000 рублей. А незаинтересованные лица - лаборатории НИИ - на хозрасчете, денег же милиции на исследования не выделяют. В итоге милиционеры ходят по институтам и упрашивают Христа ради сделать бесплатную экспертизу.

Оперативность вне закона

Фактически во всех западных странах по заявлению собственника товарного знака правоохранительные органы обязаны тут же арестовать поддельный товар. А потом начинаются экспертизы. "У нас после заявления производителя милиция делает контрольную закупку, проводит ее экспертизу и только после того, как доказан факт подделки, арестовывает товар. За время проведения этой, отнюдь не оперативной, процедуры товар могут раскупить. А частенько товар вместе с продавцом растворяется в воздухе", - Владимир Драгунов, начальник юридического отдела "Адидас - Москва", хорошо знает, о чем говорит. "Адидас" - бесспорный лидер на рынке поддельной спортивной одежды: на одну подлинную вещь продается десять фальшивых. Самое масштабное производство поддельных спортивных костюмов обнаружено в этом году в Великих Луках Псковской области. Сразу более пятидесяти "производителей" немецкой марки обосновались на ранее государственной фабрике, ныне раздробившейся на мелкие цеха. Против шести из них возбуждены уголовные дела, которые еще не завершены. Несмотря на огромные суммы ущерба, "Адидас - Москва" представил в суд минимальные цифры. Цель компании не столько вернуть ущерб, сколько создать прецедент судебного преследования.

На вопрос "Чувствуете ли вы себя защищенными от подделок?" все производители единодушно отвечают: "Нет, абсолютно". Государству и обществу не хватает понимания глубины и остроты этой проблемы, считают в компании "Проктер энд Гэмбл". Подделки - это не только ущерб производителей, это государственная беда. Страна из-за поддельной продукции теряет бешеные деньги, на которые, между прочим, можно содержать армию и платить пенсии. С целью донести до государственных органов значение и выгоды борьбы с подделками производители постепенно создают свои лобби. Ведущие кофейные компании, например, для защиты от вала фальшивок инициировали создание "Бренд групп протекшен". В нее вошли такие крупные производители, как "Нестле", "Юнилевер", "Проктер энд Гэмбл" и многие другие. Недавно с той же целью организовалась Ассоциация владельцев товарных знаков. Спасение от нелегалов - пока в России дело рук самих производителей.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz