Журнал Эксперт
06.12.1999
Никита Кириченко

Государство вместо политики

Центристу Путину может помешать Кремль Несмотря на то что Владимир Путин как глава кабинета заручился формальной поддержкой практически всех своих политических оппонентов, называть его нынешнюю политическую позицию безрисковой и непоколебимой было бы ошибкой.

Уже через пару недель ему придется начинать выстраивать взаимодействие с новой Государственной думой, будущая конфигурация которой лишь в незначительной степени определяется позицией на политическом рынке самого правительства.

В значительно большей степени на процесс формирования электоральных предпочтений сегодня влияют союзники Путина как кандидата в президенты -- кремлевская администрация и президентское окружение, а также его потенциальные противники -- губернаторы и мэры.

Первые максимально заинтересованы в пестроте будущей Думы. Кремль и впредь хочет использовать в Думе помогавшую ему в прошлом практику торгов и "разводок" по фракциям. Для этого Кремль акцентированно играет против фракций-лидеров и всемерно "наигрывает" аутсайдеров. В этом и заключается асимметрия интересов Путина и Кремля. Премьеру, по крайней мере на полгода, нужна работоспособная Дума для повышения эффективности работы правительства и механизма власти; кремлевцам -- слабая, для гарантий собственной безопасности и неприкосновенности после их ухода из Кремля. Для нынешнего премьера, скажем, такая фракция, как ЛДПР, практически бесполезна, для кремлевцев -- надежный и проверенный союзник на ближайшие четыре года.

На наш взгляд, для Путина идеальной ситуацией была бы конструктивная работа с левой оппозицией в лице КПРФ и сотрудничество со всеми более правыми, притом крупными по составу и немногочисленными по числу фракциями. Однако кремлевцы, прочувствовавшие угрозу, исходящую от лидеров ОВР, накинулись на них так, что теперь их альянс с КПРФ, пожалуй, более вероятен, чем с социал-демократическим "Яблоком". В результате "чужой" игры Путин рискует получить в наследство от старого Кремля более мощную и сплоченную левую оппозицию и более слабый и пестрый набор потенциальных союзников со своими частными политическим амбициями.

Относительно ситуации с регионалами заметим: дело даже не в том, что многие региональные лидеры состоят в прямо оппозиционных Кремлю и "Единству" блоках, но в том, что "на местах" догадались по действиям в Чечне, а скорее, почувствовали верхним политическим чутьем, что главная конструкторская идея машины власти Путина -- это максимально сильный центр. Похоже, что Путин как премьер и как кандидат в президенты настроен реквизировать самозахваченный в эпоху раннего Ельцина избыточный региональный суверенитет в экономике и политике. Знающие люди говорят, что, "по Путину", идеальные отношения с регионами должны выстраиваться не на базе двусторонних торгов вокруг эксклюзивных договоров о разграничении полномочий между центром и каждым из регионов, а исключительно на основе Конституции. Механизм ее действия и внесения в нее изменений сильно нивелирует амбиции и претензии регионалов, замыкая их друг на друга. Видимо, в команде Путина считают, что у региональных властей надо отобрать даже шанс подменить собой федеральные власти.

Асимметрия этих интересов грозит Путину в одних случаях прямыми конфликтами, в других -- латентным саботажем со стороны местных властей, как в ходе предвыборных кампаний, так и в ходе текущей работы кабинета. По крайней мере в этой "беде" Путин "виноват" целиком и полностью сам.

В этих условиях нельзя исключать, что новая Дума, пользуясь своей полугодичной безнаказанностью, начнет более интенсивную игру против Путина как кандидата в президенты. Самыми неприятными действиями со стороны законодателей может стать пересмотр бюджета-2000, активное формирование совместного лобби с левыми Белоруссии, объявление бесполезного по существу, но оправданного для оппозиции политически вотума недоверия правительству.

В случае, если левые будут сильны, у Путина может возникнуть и еще один риск -- ссора с кремлевцами, чреватая потерей определенной части ресурса электоральных технологий.

Скажем, сегодня Путин не вмешивается в "разборки" кремлевцев с московцами, предоставляя им право свободно работать друг против друга и против себя самих. Холодно относится к предложению помощи со стороны Березовского, но и отказывает московцам в просьбе повлиять на ОРТ и РТР. Но предположим, что сильные и злопамятные аж до принципиальности левые на первом же заседании лишают неприкосновенности парочку депутатов, отдавая их в ежовые рукавицы следователя Волкова. Кремлевцы, естественно, потребуют от Путина вмешательства. Он, похоже, откажет. По крайней мере сегодня предположить можно именно это.

Наконец, насколько мы можем судить, в Белом доме Путин затевает существенные кадровые перемены. Судя по всему, готовится новая команда экономического блока. Действительно, не сидеть же всю жизнь с тщательно отобранным кремлевцами "под себя" степашинским кабинетом. В конце концов, если Ельцин считает Путина преемником, то и Путину надо задуматься о том, кого он считает преемником своим. Похоже, команда начнет обновляться сразу после 19 декабря. Здесь, особенно с учетом специфических экономических интересов кремлевцев, опять может возникнуть напряженность.

Впрочем, из кругов, близких к премьеру, известно, что сам Путин считает подобные козни со стороны Думы, Совета федерации и кремлевской администрации маловероятными, видимо, надеясь на то, что левые в новой Думе будут представлены слабо, страх на регионалов он сумеет нагнать своими силами, равно как и урезонить (в случае чего) кремлевцев. Более того, встречаясь со всеми значительными политиками, кроме Жириновского, Путин, вроде бы не заигрывает с ними, заранее выторговывая лояльность кабинету и своей персоне. Ни к чему не обязывающим премьера подбадриванием "Медведя", по большому счету, можно пренебречь.

Одним словом, похоже, что нынешний Путин считает своим основным инструментом государственную власть, а не политические интриги. Опять, как в Дагестане и Чечне, сознательно рискует и, судя по всему, демонстративно не "прокладывается" на случай, если политическая машина окажется сильнее государственной.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов

Сайт управляется системой uCoz