Хроника событий
Другие данные по региону

В январе горсовет народных депутатов учредил новый район в составе города Орла. Теперь вместо трех районов в Орле их четыре. Образование нового района было связано с тем, что Железнодорожный район стал слишком велик. Районы в городе Орле не являются муниципальными образованиями. Районная администрация по статусу является лишь структурным подразделением городской. Главой администрации Северного района Орла был утвержден заместитель мэра по территории В.И.Уварова, бывший директор одного из муниципальных предприятий.

19 января в администрации области состоялось оперативное совещание, которое провел Председатель Совета Федерации РФ, глава администрации Орловской области Е.С.Строев.

Рассмотрен вопрос о проекте областной программы нравственного и патриотического воспитания граждан. С информацией выступили председатель комитета по анализу и координации социальных программ С.А.Романова и начальник управления по делам молодежи, физической культуре и туризму В.А. Ливцов. Концепция программы предусматривает создание в ближайшее время четкой и устойчивой системы взаимодействия государственных органов, общественных организаций, учебных заведений в деле нравственного и патриотического воспитания. Приоритетными направлениями работы являются приобщение молодежи к ценностям культуры, воспитание любви к Отечеству, малой родине, подготовка к воинской службе. В качестве основных форм работы были названы поддержка патриотических объединений, проведение творческих смотров и конкурсов, создание циклов телепередач и публикаций в прессе, открытие духовно-просветительского центра в Орле и богословского факультета в структуре госуниверситета. Участники совещания внесли в проект программы ряд предложений.

В начале февраля состоялось оперативное совещание, которое провел глава администрации области Е.Строев. Первым был рассмотрен вопрос о состоянии работы по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции. С информацией выступили начальник управления сельского хозяйства и продовольствия А.Михалев, начальник УВД И.Савченко, начальник управления торговли и потребительских ресурсов В.Агапов. Они отметили, что к настоящему времени на потребительском рынке создана действенная система контроля, что позволило значительно уменьшить поступление из-за пределов области фальсифицированной алкогольной продукции. В минувшем году в ходе каждой десятой проверки были выявлены нарушения законодательства, возбуждено 79 уголовных дел, 109 предприятий торговли не получило разрешения на реализацию алкогольной продукции.

На совещании были рассмотрены итоги прошедшей в Орле оптовой ярмарки по заключению договоров на поставку продовольственных и промышленных товаров. В работе ярмарки приняло участие более 160 предприятий производственной отрасли, 600 предприятий торговли из всех районов области, заключено более 4 тысяч договоров на 2 млрд. рублей.

С информацией об основных направлениях областной комплексной программы жилищного строительства “Программа-2500” выступил первый заместитель главы администрации области И.Сошников. Концепция предусматривает резкое увеличение строительства жилья — до 100 коттеджей с надворными постройками в каждом районе. Финансирование программы — предоставление льготных кредитов с погашением их продукцией подворья в течение нескольких лет. В ближайшее время в Верховском районе планируется провести областной семинар по вопросам развития строительного комплекса, использования современных технологий, проведения жилищно-коммунальной реформы.

Итоги совещания подвел Е.Строев. Он подчеркнул, что недостаточное государственное регулирование производства и реализации алкогольной продукции ведет к большим потерям бюджета. Однако в Орловской области в последнее время удалось переломить негативную тенденцию уменьшения акцизных сборов — с начала года соответствующие поступления в бюджет возросли в 4,7 раза по сравнению с тем же периодом 1997 года. Глава администрации области потребовал от руководителей правоохранительных органов ужесточить контроль за рынком алкогольной продукции, вести эту работу постоянно и системно.

В феврале были обнародованы данные о криминальной обстановке в Орловской области в 1998 г. Было зарегистрировано 12 403 преступления, что на 13% больше, чем в 1997 г. Возросло количество грабежей и разбойных нападений. Особую тревогу вызывает рост убийств — 172 в 1998 г. против 150 в 1997 г. Большое количество преступлений осталось нераскрытым. Не раскрыто в том числе и 28 убийств.

Самостоятельной силой выступает организованная преступность. Дальнейшее ее усиление, по высказываниям представителей областной прокуроры, может означать угрозу деятельности государственных органов власти. В 1998 году не было выявлено ни одного факта “отмыва” денег, нажитых преступным путем. Это свидетельствует о том, что преступность на данном направлении “переигрывает” правоохранительные органы. Неудовлетворительно ведется борьба со взяточничеством.

Настоящей угрозой здоровью общества стала наркомания. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, растут лавинообразно. В 1993 г. таких преступлений было зарегистрировано 58, в 1997 г. — 384, в 1998 г. — уже 537.

Прокурор Орловской области Н.П.Руднев призвал работников правоохранительных органов активнее бороться с экономической преступностью и фактами нарушения имущественных прав граждан. В этом смысле в качестве положительного примера был приведен опыт Новодеревеньковского района, где районный прокурор попросту описывает имущество недобросовестных организаций, которые не платят крестьянам за сданную продукцию.

В феврале состоялся IX пленум обкома КПРФ. Открыл пленум 1 секретарь обкома КПРФ А.Зотиков. С докладом по первому вопросу выступил член ЦК партии, председатель комитета по конверсии и наукоемким технологиям Госдумы, доктор технических наук Г.Костин.

Анализ положения дел в экономике в целом и в базовых отраслях промышленности, конкретизация основных направлений позиции партии по выходу из кризиса, прозвучавшие в докладе, большую дискуссию среди членов обкома, приглашенных на пленум ученых, представителей директорского корпуса промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Высказывались предложения по внедрению “жесткой политики поддержки национальных интересов, по борьбе с так называемым банкротством, по оценке проведенной приватизации, внедрению безналичного денежного расчета, снижению тарифов на энергоносители, совершенствованию налоговой политики, по выработке типовой концепции экономического развития регионов, что, в конечном счете, должно способствовать развитию отечественного производства — основе выхода из кризиса”.

Пленум также принял постановление о проведении в феврале-марте кустовых семинаров, на которых обсудить с партактивом вопросы политического и экономического положения в обществе, наметить практические меры по доведению задач партии до каждого жителя области.

На пленуме поддержана инициатива Московского горкома КПРФ и ряда первичных парторганизаций области по сбору средств на содержание мавзолея В.И.Ленина.

В марте, несмотря на приближающийся электоральный сезон лишь отдельные эпизоды региональной политической жизни, указывали на обостряющуюся политическую борьбу. В числе таких эпизодов – неожиданный визит в область Г.Явлинского и переговоры последнего с Е.Строевым. Встреча была окутана завесой секретности, пресса лишь сообщила, что Е.Строев рассказал гостю о текущих проблемах, которые решаются в области и о позиции Cовета Федерации по актуальным вопросам, а Явлинский поделился соображениями и текущей ситуации и позиции фракции “Яблоко”. Беседа прошла “в духе взаимопонимания”. Строев заметил, что ему всегда приятно “поговорить с умным человеком”. Вероятно, неожиданный визит и продолжительная беседа двух политиков были вызваны московскими событиями и связаны с формированием некоей связки “Строев-Явлинский” (возможно взамен несостоявшейся “Примаков-Явлинский”). Как бы то ни было, именно возможные сценарии “горячей весны” активно обсуждались на встрече, а о том – какие позиции выработаны, известно только ее участникам.

26 марта в Орле состоялось заседание Межведомственной комиссии РФ по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного оборота и производства алкоголя. Для участия в комиссии в Орел прибыл министр внутренних дел С.Степашин. На встрече С.Степашин отметил, что “нынешнее выездное заседание — третье по счету с момента выхода в октябре 1998 г. Указа Президента РФ “Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”. Проанализировав итоги за полгода, можно сделать вывод, что налицо конкретные результаты. Так, рост легального производства алкогольной продукции в январе этого года составил 529% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. От нелегальной некачественной водки умерло на четыре тысячи меньше человек. Ликвидировано более четырех тысяч подпольных водочных цехов. А самое главное — удалось переломить ситуацию с пополнением бюджета за счет акцизных сборов”. На комиссии был поставлен вопрос о необходимости введения полной госмонополии на производство алкогольной продукции.

Е.Строев подчеркнул, что именно здесь на заседании комиссии он впервые почувствовал твердость и правильность подходов к решению проблемы. Как выразился губернатор, речь идет не о спаивании населения, а о том, чтобы добиться полного государственного контроля в этой сфере. В I квартале текущего года акцизные сборы по области составили 20% всех бюджетных поступлений. Резерв, и немалый, кроется в возможности экспорта орловского спирта, в получении квоты на продажу орловской алкогольной продукции за рубеж. Такой квоты область на сегодняшний день не имеет. В этой связи Строев заметил: “Почему Северная Осетия, Кабардино-Балкария имеют право продавать суррогатную водку, а мы свою качественную не можем?”.

Идею введения госмонополии поддержал Е.Строев: “Мы не должны мириться с тем, что миллиарды рублей уплывают мимо государственной казны”. Кроме того, Строев потребовал усиления роли государства в торговле хлебом, где “существует неприкрытый грабеж крестьянства”. Для противодействия теневому капиталу орловский губернатор предложил создать в России сеть региональных банков со 100% государственным участием, где можно будет осуществлять, в том числе безналичные расчеты при оплате оптовых партий водки.

8 апреля состоялось совещание руководителей промышленных предприятий Орловской области, где присутствовал весь орловский властный бомонд. По форме совещание напоминало прежний совпартхозактив, что, впрочем, не умаляет его значимости и делового характера. На совещании выступил Е.Строев, речь которого по сути была обозначением основных концептуальных подходов орловских властей к экономической политике в целом и промышленной политике в частности.

Августовский 1998 года кризис оказал серьезное воздействие на экономику и, в частности, промышленность как России в целом, так и Орловской области. Причем, как уже сейчас видно, воздействие это в значительной мере оказалось позитивным. Последствия 17 августа для российской промышленности, которые можно обозначить как эффекты девальвации и эффекты импортозамещения, послужили мощным фактором наращивания производства в отдельных отраслях и на отдельных предприятиях. Ликвидация высокодоходных спекулятивных финансовых рынков, по мнению ряда авторов, способствовала более активному кредитованию реального сектора. Кроме того, вследствие девальвации и роста производства, в сочетании с умелыми действиями ряда региональных властей, резко (если не сказать радикально) возросли бюджетные поступления.

Вышеуказанные факторы позволили Е.Строеву говорить о позитивных сдвигах в орловской экономике. По итогам I квартала 1999 г. объем промышленного производства в денежном выражении составил 136,6% к соответствующему периоду прошлого года. На некоторых предприятиях объемы производства выросли в разы (на заводе “Текмаш” на 613%, на Орловском сталепрокатном на 44%). Средняя зарплата в промышленности поднялась до 917 рублей, существенно сократилось число убыточных предприятий, возросла занятость. Но наиболее впечатляюще выглядят сборы в бюджет. За первый квартал они составили 263% к тому же периоду 1998 года. Данное обстоятельство в сочетании с политическим весом орловского губернатора, позволяющим без труда получать трансферты, позволило принять решение о повышении наполовину зарплаты работникам бюджетных организаций и на 30% — государственному аппарату (на реализацию данных мер потребуется 200 млн. рублей).

При этом Строев предостерег от самоуспокоенности и обозначил основные направления дальнейших действий в области экономики.

Во-первых, это использование свободных денежных средств населения. По словам губернатора, этих средств насчитывается 4,7 млрд. рублей, а с учетом припрятанных долларов – около 9-10 млрд. Есть опасность, что эти средства уйдут из области, отметил Строев.

Во-вторых, активная экспансия орловских предприятий и товаров за пределы области – в Москву, другие регионы, СНГ, дальнее зарубежье. Процессу экспансии Строев обещал политическую поддержку и использование своего авторитета для продвижения орловских товаров и производств вовне области. Примечательно, что он весьма резко отозвался о тех главах областей, кто пытается ограничить ввоз или вывоз продукции.

В-третьих, активная государственная инвестиционная политика. Строев проинформировал, что уже принято решение о создании государственного банка развития регионов, учредителями которого выступят ЦБ РФ, Минфин и субъекты Федерации. Банк будет на 100% контролироваться государством и кредитовать инвестиционные программы регионов “в отличие от многих проворовавшихся мафиозных финансовых структур”.

В-четвертых, активное привлечение частных инвесторов. Здесь Строев обратился к излюбленной в Орле теме социальной и политической стабильности, “которой наша область отличается от всех”, и которая является главной причиной активного внимания со стороны инвесторов. Благодаря указанным факторам невиданными в России темпами идет газификация, стоятся новый завод холодильного оборудования, завод молдавских вин, осуществляются совместно с немецкими партнерами программы “Пшеница-2000” и “МТС-2”. Примечательно, что под стабильностью Строев понимает и “умение налаживать контакты”. Кроме того, он предложил облсовету освободить все вкладываемые в производство инвестиции от региональных налогов. Губернатор также пообещал использовать свои возможности для положительного решения вопросов вывоза валюты за рубеж (после недавнего ужесточения соответствующего режима) тем предприятиям, которые “вкладывают в областную экономику, тратят деньги на техническое переоснащение, а не воруют”.

В-пятых, активное строительство новой инфраструктуры. Строев высказался за ускорение реконструкции аэропорта, “чтобы можно было принимать любые самолеты до “Боингов”, и создание в ближайшей перспективе терминала, а возможно и свободной таможенной зоны. Данная идея, возможно, и вызовет зависть и протесты соседей, а также противодействие московских структур, однако, зная лоббистские возможности Строева, можно предположить, что хотя бы частично она вполне может быть реализована.

Таким образом, можно отметить, что орловские власти решили сполна воспользоваться результатами экономической трансформации, произошедшей после 17 августа 1998 года. Эффекты девальвации, краха спекулятивных финансовых операций и потребность в импортозамещениии существенно изменили отечественную экономическую среду, способствовав оживлению производства и реального сектора. Однако если на общероссийском уровне данные процессы развивались по большей части стихийно и не подкреплялись активными действиями правительства, то в Орловской области в ряде направлений эти действия были предприняты (в частности, более активно применялась процедура банкротства и введения внешнего управления, контролировались финансовые потоки и ужесточилась фискальная политика). Это позволило добиться определенных позитивных результатов, а также наметить новые направления, сочетающие следование некоторым либеральным установкам с активным государственным участием и поддержанием “социальной и политической стабильности”. При ближайшем рассмотрении эти меры носят весьма конструктивный характер и опираются на реальные ресурсы, в числе главных из которых – сохраняющийся пока высокий личный авторитет и влияние орловского лидера.

В апреле в Москве было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между администрацией Орловской области, Минтопэнерго РФ и АО “Транснефть”. Благодаря этому соглашению область становится одним из участников нефтяного бизнеса в РФ.

Смысл соглашения заключается в участии предприятий Орловской области в деятельности Балтийского трубопроводного сообщества, в числе участников также такие крупнейшие компании, как “Роснефть”, “Славнефть”, “Бритиш гэс”, “КомиТЭК” и другие. Как известно, после распада СССР Россия осталась без собственных экспортных нефтеналивных терминалов на Балтике. И сегодня весьма значительные объемы экспортной нефти приходится качать на латвийский порт Венспипс, из-за чего страна теряет миллионы долларов. В то же время на российском побережье Балтики, в Ленинградской области, имеется немало бухт, удобных для сооружения грузовых портов. В минувшем 1998 г. было принято решение о начале реализации проекта Балтийской трубопроводной системы, первой очередью которой должны стать нефтепровод Кириши-Приморск мощностью 12 млн. тонн нефти в год и сооружение в Приморске нефтеналивного терминала. Теперь начинается практическая работа.

В полном соответствии с подписанным трехсторонним договором самое активное участие в сооружении БТС примут строительные компании Орловской области. Соглашение предусматривает, например, что Орловской области будут безвозмездно выделены 1,8 млн. долларов на завершение строительства завода по изоляции труб в Орле.

“Транснефть” вместе с Минтопэнерго займется также реализацией программы переселения в Орловскую область шахтеров, высвобождаемых в других районах страны после закрытия неперспективных шахт, что потребует не только строительство жилья и всей сопутствующей инфраструктуры, но и создание многих тысяч новых рабочих мест.

В мае в Орловской области прошла ярмарка инвестиций. Областное руководство проявило намерение, используя благоприятную послекризисную экономическую конъюнктуру, усилить внимание к инвестиционной политике. Это уже третье такого рода мероприятие, призванное привлечь на Орловщину инвестиционные капиталы, умело использовав имидж стабильного региона и авторитет его лидера. На первой ярмарке, где представляются инвестиционные проекты местных предприятий, было заключено контрактов на 480 млн., в 1998 г. – уже на 1 млрд. деноминированных рублей. В нынешнем сумма контрактов составила порядка 4 млрд. Всего на ярмарку было представлено около 600 проектов, из которых как наиболее интересные были отобраны 246. Работа шла по секциям: строительство, аграрная сфера, малый бизнес. Наиболее крупные проекты: строительные подряды по программе “Славянские корни; строительство стекольного завода (40 млн. долларов), расширение проекта “Орел-алмаз” (обработка алмазов на часовом заводе “Янтарь”), проект “Орелмашининвест” (производство агротехники совместно с Беларусью), контракт с французской фирмой “Суфле” на выращивание пивоваренного ячменя для заводов фирмы, включая питерскую “Балтику”.

 

 

Rambler's Top100 Service

© Интернет-медиа "Общество.ру" Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати, регистрационный №018936 Главный редактор - Ю.Абрамов
 

Сайт управляется системой uCoz